Если бы Павел только знал, какую коварную искусительницу прочит мать ему в жены, то никогда не дал бы согласия на ее приезд в Петербург! Наталья Алексеевна перевернула и сломала его жизнь!
Великий князь в бессильной злобе метался по дворцу, силясь пережить сразу 2 удара: смерть любимой супруги и ее жестокую измену.
Детство принцессы
Юная Вильгельмина родилась в роскоши и великолепии дворца Дармштадта в 1755 году. Ее мать была принцессой Каролиной Цвейбрюкен-Биркенфельдской - особой весьма образованной и импозантной, а отец - ландграфом Гессен-Дармштадтским Людвигом IX - человеком влиятельным и непростым.
Девочка росла в окружении братьев и сестер. Их у нее было семеро. Неудивительно, что Вильгельмина выросла бойкой и смелой особой, острой на язык и не лезущей за словом в карман. Образование она получила первоклассное, умела вести светские беседы - во дворце ее родителей часто бывали известные писатели того времени, которые обучили ее владеть искусством бесед. Однако отличительными чертами девочки являлись хитрость и изворотливость, которые она умело прятала от близких, считая их своим женским оружием.
Династии нужен наследник
Екатерина II взошла на трон в результате дворцового переворота. Но с негласным условием, что сделает императором своего сына Павла, когда он достигнет 18 лет. Совершеннолетие приближалось, а императрица не хотела поступаться властью. Что мог сделать ее сын, похожий характером на слабовольного императора Петра III, и что могла сделать она, просветительница русского народа, оправдывающая свое наименование Великая?
Еще и граф Никита Панин, наставник Павла, все время напоминал о том, что императором по всем законам жанра должен стать юный представитель династии Романовых. Екатерина решила женить сына, чтобы у империи появился новый наследник, который когда-нибудь потом, через много лет, займет трон. И чтобы Павел думать забыл о престоле в амурных делах и предсвадебных хлопотах.
Так в империи появилась Вильгельмина - роковая любовь Павла I.
Смотрины невест
Юную чаровницу императрица выбрала сама. Она отправила в Европу своего представителя барона Ассебурга и поручила ему важную миссию: найти невесту для великого князя. На вооружение были взяты два города для поиска: Штеттин и Дармштадт.
Ассебург был хорошо знаком с королем Пруссии Фридрихом II и рассказал ему о затее императрицы. Фридрих решил не упускать выгоды и предложил в качестве невест трех сестер Гессен-Дармштадтских, так как их отец, ландграф Людвиг, приходился ему родственником. А это, рассчитал он, поможет ему породниться с династией Романовых. Ассебург выслал императрице портреты сестер и составил на каждую из них краткую характеристику.
"17-летняя Вильгельмина", - присмотревшись к портретам, уверенно констатировала императрица. Оставалось только показать девушку Павлу. А если наследник заупрямится и не влюбится в нее, то на запас останутся еще две сестры. Приняв решение, императрица отправила в Дармштадт три фрегата за Вильгельминой, Луизой и Амалией. Вместе с невестами для князя в Российскую империю прибыла их мать Каролина. Сопровождал дармштадтских принцесс граф Андрей Разумовский - мужчина, с которым позже у Вильгельмины начнется яркий роман.
Штеттин, в котором жила еще одна претендентка на монархический союз София Доротея Вюртембергская, с повестки дня снялся: девочке было всего 13 лет. Как выяснилось позже, зря.
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша
Это была любовь с первого взгляда, с первого взмаха томных ресниц принцессы Вильгельмины. Что-что, а привлекать внимание мужчин к себе девушка умела. Не сказать, что она была красива. Нет. Она имела вполне обычную наружность, но за счет улыбки, игры глаз, острого ума, смелости и уверенности в себе представляла собой ту самую добычу, за которой любят охотиться мужчины. Павел был покорен. Их знакомство состоялось в Гатчине в июне 1773 года.
Другие кандидатки в супруги Луиза и Амалия, последняя, кстати, в будущем заключит брак с наследным принцем Баденским и станет матерью жены Александра I - сына Павла от второй супруги (вот такие вот династические переплетения), остались не у дел.
Венчание было назначено на сентябрь, а пока юные "возлюбленные" (влюбленным из них двоих был только Павел, а Вильгельмина успешно играла роль скромной и милой девушки), вовсю предавались светским утехам: танцевали на балах, веселились, ходили на спектакли.
За месяц до торжества Вильгельмина приняла православие. Теперь ее стали звать Натальей Алексеевной.
Хочешь узнать истинную суть женщины - женись на ней
Ох и дала Наталья Алексеевна всем жару аккурат после свадьбы, состоявшейся в сентябре 1773 года в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Точнее, месяц, пока продолжались гуляния в честь свадьбы, она еще ходила как шелковая. А вот с отъездом сестер и матери в Дармштадт невестка императрицы стала показывать свои зубки.
Императрица была поражена. Скромная, милая, добрая девушка вдруг превратилась в полную свою противоположность. Да эта выскочка могла заткнуть за пояс саму Екатерину! Острая на язык, резкая на слово, девушка оказалась сторонницей отмены крепостного права и либерализма. Сразу после свадьбы она вступила в отношения с графом Андреем Разумовским, а ненавистного мужа старалась избегать. Влюбленный в нее Павел хотел проводить с ней как можно больше времени, а Наталья Алексеевна не желала его даже видеть. Вот такой диссонанс у молодоженов получился!
Шло время. К исходу второго года после свадьбы Павла и Натальи Алексеевны Екатерина Великая стала всерьез сердиться. Мало того, что невестка неверна ее сыну и постоянно кутит на балах, тратя деньги и не желая учить русский язык, так еще желанного наследника дарить империи не собирается. И стоило их после этого женить? О похождениях великой княгини знал весь дворец, один счастливый Павел находился в неведении.
Назревал взрыв. По дворцу поползли слухи, что коварная Наталья Алексеевна вступила в заговор против императрицы и готовит дворцовый переворот. Екатерина была на пределе.
Тучи рассеялись, но ненадолго
Катастрофа была неминуема, но тут, аллилуйя, Наталья Алексеевна сообщила новость: она ждет ребенка. Императрица оттаяла. Козни невестки были прощены. Дворец замер в ожидании рождения наследника.
9 месяцев промчались незаметно. Наступил день родов. На дворе стоял апрель 1776 года. И этот апрель стал самым трагичным в жизни Павла.
После 5 дней мучений Наталья Алексеевна так и не смогла родить ребенка. Наследник погиб, а вслед за ним умерла и сама девушка. Если бы в те годы было кесарево сечение, обоих можно было бы спасти, но увы. История не терпит сослагательного наклонения. 20-летняя дармштадтская принцесса скончалась, так и не став императрицей, которой жаждала стать.
По дворцу ходили темные слухи, что императрица, ввиду интриг Натальи Алексеевны, намекнула врачам не бороться за жизнь девушки. Но слухи на то и слухи, чтобы не придавать им значения.
Что случилось дальше
На следующий день после смерти Натальи Алексеевны императрица принесла страдающему, потерявшему смысл жизни, Павлу письма его супруги и графа Разумовского. Прочитав эти письма, великий князь пришел в ужас. Мир влюбленного человека рассыпался в прах.
Девушка, которую он так любил, вероломно его предала. Она никогда его не любила, более того, ненавидела. Страдания молодого человека были настолько сильными, что рассудок его готов был помутиться от горя. В этот момент Екатерина Великая участливо предложила ему забыть изменщицу и рассмотреть брак с Софией Доротеей из Штеттина, которая к тому времени как раз уже подросла, чтобы выйти замуж.
Павел дал матери свое согласие. Свадьба состоялась через полгода. София Доротея, в отличие от своей предшественницы, подарила-таки империи и Екатерине долгожданного наследника. Даже четырех, родив десять детей. Остальные шесть были девочки.
Жаль ли вам Наталью Алексеевну? Или поделом ей за ее интриги и стремление к дворцовому перевороту?