Найти тему
Александр Дедушка

Почему больше всех и всего нужно терпеть самого себя?

Терпение
Терпение

Странный вопрос, и для многих людей бессмысленный – не правда ли?

Как это терпеть самого себя? Да себя не терпишь, а радуешься себе, собой восхищаешься, собой гордишься, собой даже наслаждаешься…

Да, для тех, кого устраивает такой взгляд на самого себя, конечно, все последующие рассуждения будут бесполезны.

Но это как минимум очень неглубокие люди, даже не вдаваясь в их религиозные воззрения.

А вот для глубоких людей, глубоких и в плане их веры, будет очень полезно прислушаться и поразмышлять над словами преподобного Никона Оптинского, последнего из оптинских старцев:

«Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо».

Обратили внимание, как преподобный Никон поставил человека для себя в ряд постигающих этого человека скорбей.

Да, так оно по большому и есть: человек для себя и есть самая большая скорбь.

Давайте разберемся, почему.

Собственно, и разбираться тут особо нечего. Кто нам больше всего доставляет скорбей? Разве есть кто-то другой, кроме нас самих? Нет даже и близко.

Никто из других людей не доставляет нам столько же скорбей, сколько мы их доставляем себе сами. Согласны?

Стоит только проанализировать свою жизнь, оглянувшись назад, как любой достаточно глубокий человек подтвердит это.

Мы приносим себе скорби разными путями. Прежде всего, впадением в разного рода грехи и греховные страсти. Это первое.

Мы приносим себе скорби своими жизненными ошибками, которые и совершаем потому, что наш разум потемнен теми же самими страстями.

Мы приносим себе скорби и своим несовершенством и невозможностью хотя бы в какой степени соответствовать тому требованию, которое нам предъявил Христос:

«Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Мф. 5. 48.

И никакие жизненные обстоятельства, не говоря уже о других людях, не могут сравниться с нами самими в количестве и остроте приносимых нам скорбей.

Что ж, с этим разобрались. Но теперь нужно разобраться с тем, как к этому нужно относиться.

Тут есть несколько тупиковых путей.

Первый ведет к отчаянию и самоубийству. Если человек становится невыносим для самого себя.
Второй путь ведет к преступлению, к превращению человека в монстра и убийцу, когда он сознательно переступает через все нравственные законы.

Да я ужасен, то тем хуже для вас!.. Такова логика этого тупика.

Есть только один правильный выход из признания той истины, что ты сам для себя есть самая главная скорбь.

Выход, который подсказал преподобный Никон – терпеть самого себя.

Да – терпеть так, как мы терпим находящие на нас скорби.

Как мы ведем себя, когда нас постигает какая-либо болезнь.

Мы начинаем ее лечить – правильно? Но поскольку процесс лечения порой бывает весьма и весьма продолжительный, значит, все это время мы терпим постигший нас недуг.

Мы понимаем, что быстро от него не избавишься. И терпим, терпим, терпим… Лечимся и терпим. Еще лечимся и снова терпим…

Что ж – именно так и нужно относиться к самому себе.

Обратили внимание: в болезни нужно не просто терпеть, но и лечиться от нее…

Впрочем, некоторые святые сознательно не лечились от постигших их недугов, а просто терпели их.

Да на своем уровне – они поступали вполне адекватно, но это – увы! – не для нас.

Нам кроме терпения нужно еще и лечение.

Впрочем, и при лечении терпение все равно нам понадобится. Иногда, впрочем, даже само лечение приносит не меньше скорбей, чем болезнь.

Но скорби могут быть не только от болезней, это могут быть и душевные скорби. И их тоже нужно терпеть, даже без малейшей надежды на избавление от них.

Хороший пример для нас – апостол Павел, который мучился таинственными скорбями и никак не мог от них избавиться:

«И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился.

Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня,

Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». 2 Кор. 12. 7-9.

Вот уж кому приходилось терпеть самого себя!..

Но обратили внимание, что апостол Павел не просто терпит, он еще и хвалится этими скорбями, понимая, что они дают проявить в нем силу Христову.

Нам бы такую чистоту духовного сознания!..

Нам бы хотя бы научиться терпеть самих себя с сознанием, что Бог все делает нам на благо и не пошлет скорбей, превышающих наши силы.

И с этим – аминь!