Ценообразование — непростая вещь, логика которой просто так не поддается интуитивному пониманию. Надеясь, что высокая цена гарантирует качество профнастила, вы рискуете купить кота в мешке. На чтение этого разбора уйдет 5-10 минут. За это время вы узнаете, какие факторы влияют на стоимость металлопроката и на чем можно сэкономить.
Характеристики сырья
Полуфабрикат для профнастила — низкоуглеродистая сталь. Она поступает на металлопрокатный завод в виде свернутого в рулон тонколистового полотна, себестоимость которого напрямую отражается на итоговой стоимости конечного продукта:
- Толщина металла. Тут все элементарно. Чем больше материала уходит на производство квадратного метра профнастила, тем он дороже. При одинаковой ширине, длине и марке на профлист 0,7 мм уйдет вдвое больше стали, чем на лист 0,35 мм. Поэтому и себестоимость у него выше. Каждый дополнительный 0,1 мм толщины повышает цену на 15-20% и добавляет несущей прочности. Не давайте себя обмануть сверхбюджетными предложениями — итогом экономии могут стать деформации забора, обрушение кровли.
- Качество металла. Профилированные листы, как правило, производят методом проката рулонной низкоуглеродистой стали. Для удешевления продукции многие металлопрокатчики используют китайское сырье, содержащее лишние примеси. От этого страдает прочность, коррозионная стойкость и, в конечном счете, долголетие панелей. Поэтому проверяйте профнастил на наличие сертификатов от металлургических комбинатов, подтверждающих соответствие химического состава сырья нормам.
- Тип оцинковки. Толщина цинкового слоя может составлять 10-60 мкм. Показатель оболочки влияет на расход дорогого цветмета. Отличный уровень — 220-295 грамм на квадратный метр. На дешевый стройматериал расходуется 100 г/м². Понижение сказывается на долговечности профнастила — при удачной эксплуатации вместо 20-40 он может продержаться 10-15 лет, а после начинает ржаветь и протекать.
В состав покрытия включают алюминий, кремний, свинец, другие примеси. Их процентное содержание также обуславливает стойкость антикоррозийной оболочки.
Заготовку еще нужно довести до состояния готовой продукции! Чтобы выдержать размеры профиля, указанные в ГОСТ или ТУ, необходимо высокоточное, неизношенное оборудование. Некоторые производители закупают за рубежом прокатные станки, подходящие к концу расчетного эксплуатационного периода. Такие агрегаты допускают дефекты, невидимые невооруженным глазом, но влияющие на точность монтажа и срок службы.
Мытищинский завод металлопроката SteelCraft располагает современной производственной базой. Техническое оснащение позволяет в режиме «без выходных» выпускать продукцию, соответствующую требованиям госстандартов.
Марка профнастила
Профилированный металлопрокат разных марок мало чем отличается друг от друга по технологиям изготовления. Например, затраты на прокатку через стан для профлистов С8 и С20 сравнимы. Однако разница в цене довольно существенна. Причина — в высоте трапеций профиля, наличии дополнительных ребер жесткости, капиллярных канавок. Дело в том, что при продавливании более глубоких загибов лист сильнее сужается. К примеру, при одинаковых габаритах заготовок полная и полезная ширина у С8 больше, чем у С20 (зато последний обладает лучшими несущими свойствами). А значит, на изготовление 1 кв. метра С20 уходит больше металла, чем на его «низкопрофильную» альтернативу.
Понять, какой материал обойдется дороже, зачастую можно, просто взглянув на маркировку товаров. Первое число в обозначении указывает на высоту волны. Чем она больше, тем, в теории, сильнее придется потратиться. С21-1000 окажется дешевле, чем НС35-1000, а тот — чем Н153-840.
Косвенным указателем цены служит категория материала: универсальные марки профлиста часто дороже стеновых, но дешевле несущих.
Вид покрытия
Цены на простой оцинкованный лист стартуют со 150-200 руб. за квадратный метр. Такой материал неплохо защищен от коррозии, но не слишком эстетично выглядит. Поэтому на оцинкованные заготовки наносят разные виды полимерных покрытий, которые способны умножить стоимость профнастила в 3-4 раза. Вот три популярных варианта полимерной «брони» (в порядке возрастания цены):
- Полиэстер — недорог, хорошо держится на металлической основе, не портится от атмосферных воздействий (перепады температуры, осадки, ветер). Однако, если сравнивать с другими оболочками, быстрее выцветает под прямыми солнечными лучами, легче царапается из-за малой толщины.
- Пурал (полиэфирные смолы) — достаточно стоек к механическим повреждениям, ультрафиолетовому излучению.
- ПВДФ — наиболее прочный и износостойкий, однако позволить себе кровлю из металлопроката с таким покрытием может не каждый частный домовладелец.
Стоимость покрытия связана с технологией нанесения. Альтернатива обычной покраске — порошковый метод. При его применении сухие мелкодисперсные компоненты краски распыляются на поверхности стальной основы и притягиваются к ним электростатикой. Затем заготовка отправляется в камеру запекания, разогретую до 200°С. При этой температуре порошок расплавляется и спекается в равномерную пленку. Покрытие получается прочным и достаточно эластичным, чтобы на нем не образовывалось трещин и сколов.
Для забора рекомендуем приобретать профлист с двухсторонним цветным покрытием. Обшитые им ограды привлекательно выглядят с обеих сторон. Вам не придется портить облик участка видом изнанки забора в серой технической окраске.
Рыночные факторы
Факт заметной разницы в ценах на металлопрокат, изготовленный по ГОСТ и идентичный по всем параметрам, кажется странным и несправедливым. Однако у ценового разброса есть адекватные, обоснованные причины. Если знать их, то шансы приобрести качественный материал для крыши или забора без серьезного удара по кошельку возрастают.
Например, взвинтить цену помогает известность торговой марки. Что нужно сделать, чтобы название торговой марки стройматериала прочно закрепилось в памяти большого круга потенциальных покупателей? Заняться рекламой продукции! Однако маркетинговое продвижение обходится недешево. Поэтому производитель и дилерские сети отбивают затраты. Успешная рекламная кампания повышает популярность бренда и доверие к нему. Это приводит к расширению объема продаж и подъему цен на «фирменный» профнастил.
Не стоит забывать и о наценках от торговых организаций. Кроме желания заработать прибыль, при их расчете они отталкиваются от собственных затрат: аренды складов и торговых площадок, оплаты труда персонала, налоговых отчислений. Поэтому выгоднее заказать профнастил напрямую у производителя. Так вы отсечете посредников, без услуг которых можно обойтись.
Расценки на материалы для кровли и ограждений нестабильны, они падают и повышаются по мере смены строительных сезонов. Для розничной покупки при частном строительстве самые выгодные условия появляются зимой. При похолодании большинство строек фигурально переходят в «замороженное» состояние. Спрос резко падает, и продавцы вынуждены сбрасывать цены (чтобы нераспроданный материал не занимал место на складах). Скидка на профнастил, металлочерепицу с ноября по февраль достигает 25-30%. Вот типичный образец рекламного объявления от компании-продавца в этот период:
Летние, теплые осенние и весенние месяцы — «высокий» сезон. В это время наплыв покупателей позволяет продавцам поднимать ценники обратно.
И, наконец, стоимость зависит от вопросов логистики. Профнастил европейского производства стоит больше не только из-за высокого качества, но и из-за прибавок к цене (за таможенные отчисления, доставку с дальних расстояний). Поэтому конечному покупателю выгоднее найти местного производителя с хорошей репутацией. Чем ближе завод к точке закупки профнастила, тем выше вероятность получить его по выгодной расценке.