Когда Гаша Баркун пришла работать на железную дорогу, ей едва исполнилось 18-ть. Девушка из деревни Лешница Минской области мыла вагоны и мечтала о несбыточном – управлять паровозом. В 1934-м на весь Советский Союз не было ни одной женщины-машиниста. Коллеги-мужчины посмеивались над Агафьей. Советовали пойти работать на кондитерскую фабрику. Но она не сдавалась. В 35-м стеклянный потолок был пробит: первой женщиной-машинистом в Союзе стала москвичка Зинаида Троицкая. Плакаты с ней и надписью «Женщина, на паровоз!» украсили вокзалы всей большой страны. Белоруска с женихом – тоже будущим машинистом – отправилась на курсы. Мечта Агафьи сбылась в 1940-м. Её даже ставили на международные рейсы.
«Очень в Польше удивлялись, что я женщина на паровозе. Я была высокая, в тюбетейке, комбинезоне. Только по волосам можно было определить, что я женщина. Все смотрели, подходили к паровозу, удивлялись, что как это. Я так настолько гордо себя вела. Довольна, что я работаю на паровозе», - вспоминала Агафья Баркун.
Агафья стала настоящей звездой. О ней писали газеты, по радио рассказывали, где и даже с какой скоростью проезжает её паровоз. Завершился её профессиональный путь на отметке в 55 тысяч километров. Агафья стала мамой и ради семьи рассталась с любимым делом. Свою страсть к нему она передала по наследству, основав династию железнодорожников. Сегодня в штате БелЖД нет ни одной женщины-машиниста. Имя Агафьи Баркун осталось в истории как железной дороги, так и всей Беларуси.
Справедливости ради, стоит отметить, что о первенстве Агафьи Баркун в профессии ходят споры. По другой версии, первой женщиной-машинистом в Беларуси была Мария Гольдштейн. Она получила права управления паровозом в 1931 году. Это на 4 года раньше, чем Зинаида Троицкая. Это обнуляет официальную версию. Так что можно ещё поспорить, кто первая женщина-машинист в СССР. Возможно, у неё была не московская, а минская прописка.