Найти в Дзене
Libertà

УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО. О ХАРАКТЕРЕ ВОЛОДИ И О ПРИЧИНАХ ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЬНИЦЫ

кадр из фильма Е. Ташкова "Уроки французского"
кадр из фильма Е. Ташкова "Уроки французского"

Режиссер и автор сценария Е. Ташков, киностудия Мосфильм, 1978 год. Фильм снят по мотивам одноименного рассказа В. Распутина.

В главных ролях Михаил Егоров - Володя и Татьяна Ташкова - Лидия Михайловна.

О любимых героях говорить мне так же трудно, как о любимых людях. Сложно объяснить, за что я люблю мальчика из этого фильма, но попробую.

Недавно закончилась вой_на, в стране еще разруха, не хватает не только школ, но и еды детям. Полуголодное послевоенное детство в Сибирской деревне. Но все это было раем в сравнении с тем, что мальчику пришлось испытать после переезда в райцентр чтобы учиться в 5 классе.

кадр из фильма
кадр из фильма

Дома была мать, которая хоть как-то могла накормить детей. В райцентре не было ни мамы, ни денег. Володя живет у чужих людей впроголодь, сын хозяйки еще и приворовывает у него продукты.

Всегда удивляюсь раннему взрослению и цельности характера этого ребенка. Оставшись один в незнакомом месте он сумел выжить, обойдясь без слез и без жалоб. У него было недетское понимание, что виноватых ему не найти, а хуже очень даже может быть.

Желание учиться пересиливало тоску по дому и по матери. Сцена с бегущим за машиной мальчиком одна из самых сильных в этом фильме.

кадр из фильма
кадр из фильма

От такой жизни Володя истощал так, что началось малокровие. Доктор велел ему пить молоко. Мама изредка присылала деньги, которых не хватало, тогда школьник стал играть в чику на деньги. Играл не за тем чтобы купить конфет, а чтобы купить молоко, играл лучше всех, за что и был бит старшими ребятами.

Молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна, приглашает мальчика к себе на дополнительные занятия, но больше за тем, чтобы подкормить его.

кадр из фильма
кадр из фильма

И тут Володя проявляет недетскую гордость - он отказывается есть, возмущается и говорит, что совсем не голоден.

Присланную Лидией Михайловной посылку с макаронами и гематогеном ученик тоже возвращает ей. Это не гордыня, как часто думают, а гордость рано повзрослевшего ребенка, маленького мужичка.

кадр из фильма
кадр из фильма

У меня образ этого мальчика ассоциируется с основательным мужчиной, не позволяющем себе жить за чужой счет. Он всего предпочитает добиться сам.

Володя повзрослеет и поймет, что доброту, идущую от души, нельзя отвергать. А пока Лидия Михайловна не придумала ничего лучшего, как играть с Володей в пристенок на деньги чтобы дать ему возможность выигрывать.

Разумеется, игроков застукает директор школы и учительнице придется уволиться и даже уехать. Не думаю, что она была так уж не права, скорее директор недостаточно разобрался в ситуации.

Лидия Михайловна еще очень молода, она сама недавно была ребенком, у нее нет опыта общения с учениками и соблюдения при этом дистанции.

Даже взрослые педагоги, постоянно работающие с детьми и находящиеся в детском коллективе, порой теряют ориентиры и допускают ошибки при общении с учениками. Это происходит от того, что дети не могут сделать замечание учителю, критиковать его, такое возможно лишь во взрослом коллективе равных.

Как пример - тот же директор школы, повышавший голос на ребенка, тем более в присутствии всех учеников школы. Директор  позволил себе орать на школьника за разбитое окно, в его голосе была угроза, что совсем уже недопустимо.

кадр из фильма
кадр из фильма

Так, что я не осуждаю героиню Татьяны Ташковой, а скорее благодарна ей за помощь ученику. А Володя вырастет настоящим человеком, это видно по тому, как достойно он прошел через трудности.

Двойственное желание: с одной стороны я испытываю уважение к этому мальчику, а с другой - мне очень не хотелось бы, чтобы дети испытывали в жизни что-то подобное.