Найти в Дзене
Литературный бубнёж

Портреты писателей. Саша Чёрный

Сегодняшней статьёй я хочу начать серию коротких очерков о жизни и творчестве известных и не очень авторов. Надеюсь, кто-то из читателей заинтересуется нашими героями и, возможно, даже захочет узнать о них больше. И начнём мы с одного из самых недооценённых поэтов Серебряного века - Александра Гликберга, более известного под псевдонимом Саша Чёрный. С одной стороны, найти его стихотворения в интернете очень легко (а вот в офлайн-магазинах не очень), но с другой - им самим мало кто всерьёз интересуется. Даже учебники для филфака уделяют ему не более 5 страниц. А жаль. Биография у него насыщенная.  В подростковые годы он вёл полубродяжнический образ жизни. Сбежал из дома, успел поучиться в гимназиях Белой Церкви, Петербурга и Житомира, откуда его то исключали, то он сам уходил. В итоге в 20 лет он окончательно забросил так и не успевшее толком начаться образование. В литературе он прошёл как бы между основными стилями эпохи: антимещанский пафос и языковые приёмы ближе к авангарду (его с

Сегодняшней статьёй я хочу начать серию коротких очерков о жизни и творчестве известных и не очень авторов. Надеюсь, кто-то из читателей заинтересуется нашими героями и, возможно, даже захочет узнать о них больше.

И начнём мы с одного из самых недооценённых поэтов Серебряного века - Александра Гликберга, более известного под псевдонимом Саша Чёрный. С одной стороны, найти его стихотворения в интернете очень легко (а вот в офлайн-магазинах не очень), но с другой - им самим мало кто всерьёз интересуется. Даже учебники для филфака уделяют ему не более 5 страниц. А жаль. Биография у него насыщенная. 

В подростковые годы он вёл полубродяжнический образ жизни. Сбежал из дома, успел поучиться в гимназиях Белой Церкви, Петербурга и Житомира, откуда его то исключали, то он сам уходил. В итоге в 20 лет он окончательно забросил так и не успевшее толком начаться образование.

В литературе он прошёл как бы между основными стилями эпохи: антимещанский пафос и языковые приёмы ближе к авангарду (его стихи очень любил Маяковский), тоска по неясным идеалам сближала с модернистами. Чаще всего его называют "сатириком", но не стоит предвкушать безудержное веселье. Основная тональность его лирики - ужас одиночества и брезгливость к бытовой действительности. О многом говорит то, что из современников ближе всего он сошёлся с Леонидом Андреевым.

Лично моё знакомство с его поэзией началось со стихотворений "Смех сквозь слёзы" и "Бессмертие", которые я и сейчас считаю лучшими. Кстати о "Смехе...", посвящённом памяти Гоголя: Сашу Чёрного часто сравнивают именно с ним по силе таланта к изображению низкого, пошлого и не меньшей тяге к идеалу, который незримо стоит за этой низостью.

Наш герой входил в группу авторов известного журнала "Сатирикон". Первый период творчества (1905-1914) - пик его популярности. Корней Чуковский вспоминал, что читатели первым делом искали в свежем номере журнала стихи Саши Чёрного. Это время сатиры на грани жёсткого гротеска: "Больному", "Молитва", "Пошлость", "Отъезд петербуржца", "Страшная история", "Обстановочка", "На галёрке", "Все в штанах, скроённых одинаково".

С началом Первой мировой войны Александр Гликберг (который, кстати, очень страдал из-за своего псевдонима и не любил фамильярного обращения "Саша") уходит на фронт добровольцем и пишет уже совсем другие стихи. Можно сравнить с предыдущими стихотворение "Сестра".

Как чаще всего и случалось, после революции писатель эмигрировал, хотя изначально революционные идеи поддерживал. В эмиграции он продолжил писать, но в тональности стихотворений всё больше преобладает пессимизм (хотя и раньше не всё было весело) и тоска по Родине. Как пример - подражание Некрасову "Кому в эмиграции жить хорошо".

В этот период его интересует вопрос воспитания детей в чужой культурной среде: они быcтро отвыкают от родного языка, чему нужно уделять особое внимание. По этой причине в его творчестве начинают преобладать произведения для детей, хотя он обращался к этой теме и ранее. Я с этой стороной его наследия совершенно не знакома, но, кажется, здесь он стал даже более успешен, чем во взрослой литературе.

Современники отмечают активное участие Саши Чёрного в жизни эмигрантского сообщества, готовность помогать окружающим. Даже обстоятельства его смерти символичны: он умер от сердечного приступа, помогая тушить пожар в чужом доме.

Среди отзывов о нашем герое хочу отметить слова Владимира Набокова, который не страдал склонностью к излишней комплиментарности:

Есть два рода помощи: есть похвала, подписанная громким именем, и есть помощь в прямом смысле слова: советы старшего, его пометы на рукописи новичка, — волнистая линия недоумения, осторожно исправленная безграмотность, — его прекрасное сдержанное поощрение, и уже ничем не сдерживаемое содействие. Вот этот второй — важнейший — род помощи я и получил от Александра Михайловича.