Найти тему
Наследство СССР

Екатерина Брилль: всё для победы. Подвиг оперной певицы СССР в блокадном Ленинграде

Оглавление

В конце 1920-х годов в городе Ленинград состоялось открытие Театра музыкальной комедии, который вписал в культурную летопись Северной столицы уникальную страницу. Он стал единственным городским театром, дававшим представления на протяжении всей блокады.

В начале Великой Отечественной войны почти все ленинградские коллективы эвакуировали из города. Благодаря оперетте на протяжении последующих страшных лет жители Ленинграда мужественно переносили все испытания, находя в ней отдушину и лучик света в непроглядной тьме.

В тяжелые годы войны многие спектакли Театра музыкальной комедии шли на сцене с участием Екатерины Семеновны Брилль, которую причисляли к ведущим актрисам труппы. Она исполняла партии сопрано и преимущественно играла главные роли. Екатерина Брилль пережила блокаду, радуя своим творчеством ленинградцев и красноармейцев на фронте, куда актриса выезжала с концертами.

Екатерина Брилль пережила блокаду, радуя своим творчеством ленинградцев и красноармейцев
Екатерина Брилль пережила блокаду, радуя своим творчеством ленинградцев и красноармейцев

Начало творческой карьеры

Екатерина Брилль появилась на свет 29 июля 1902 года в Елисаветграде (Херсонская губерния). Согласно другой информации, она родилась на два года раньше в городе Кировск (Одесская область).

В Петрограде талантливую девушку приняли в Ленинградскую государственную консерваторию, где она четыре года училась на вокальном факультете. На стажировку ее отправили в Первую художественную оперную студию.

В конце 1920-х годов Екатерина Бриль начала служить в недавно открывшемся Театре музыкальной комедии, основу которого составили два коллектива – ленинградская оперетта и харьковский театр музкомедии, гастролировавший в то время в Северной столице. Новая объединенная труппа дебютировала «Холопкой». Эту оперетту написал Николай Стрельников. Она превратилась в визитную карточку коллектива.

Театральный репертуар состоял в основном из классических произведений. Именно здесь родилась «советская оперетта». Творческое руководство театром начальство доверило композитору Исааку Дунаевскому, который включал в оперетты популярные песни для расширения сюжетных границ. На сцене шли не только водевили и любовные истории, но и более серьезные произведения.

-2

В первой половине 1930-х годов Екатерина Брилль в течение двух сезонов выходила на сцену Областного театра оперетты, но потом вернулась к Дунаевскому и оставалась в Музкомедии до середины 1950-х. Она играла главные роли в спектаклях, музыку к которым написали Целлер, Кальман, Легар и Оффенбах. С ее участием в Театре музкомедии показывали новые советские оперетты.

Работа театра в условиях блокады

Изменения в театре и его последующая полная перестройка начались после нападения немецко-фашистских захватчиков на СССР. В конце осени соседний дом был разрушен бомбой. Осколки долетели и до театрального здания, которое было повреждено.

Труппа переехала в Александринский театр, где начала репетировать и регулярно выступать, приспосабливаясь к условиям военного времени. Актеров учили держать в руках винтовку, оказывать первую медицинскую помощь и тушить зажигательные бомбы. Им преподавали боевую тактику.

Их отправляли дежурить на крыши и пожарные посты. Они занимались разбором разрушенных бомбами зданий.

Начало спектаклей переносили на более раннее время. Они шли в дневные часы и часто не заканчивались своевременно из-за регулярных обстрелов и воздушных налетов. Спектакль мог прерваться в любой момент. Артисты и зрители прятались в бомбоубежищах. Сценическое действо продолжалось, когда прекращалась бомбардировка.

В морге театра находились погибшие зрители и актеры. Несколько членов труппы сгинули за кулисами или добираясь по городу до театра. Они получали ранения, голодали и мерзли. Зрительный зал не отапливался. Спектакли шли при восьмиградусном морозе.

После корректировки репертуара актеры играли не только спектакли в Александринском театре, но и участвовали в концертах на передовой, в госпиталях, на заводах и предприятиях в составе сформированных фронтовых бригад. Театр музыкальной комедии побывал во многих местах и дал свыше одной тысячи представлений.

-3

Фронтовые бригады и выступления в филармонии

Екатерине Семеновне посчастливилось пережить блокаду Ленинграда. Она была активной участницей фронтовых бригад. Первые блокадные афиши концертов в Большом зале филармонии печатали с ее фамилией. 30 ноября 1942 года состоялось единственное выступление Брилль на этой сцене вместе с другими театральными артистами в блокадный период.

2 июня 1945 года артистка снова окажется в Большом зале филармонии, как участница концерта, посвященного столетию Службы Мер и Весов. С ней на сцену поднимется коллега по Театру музкомедии Евгений Дмитриев для исполнения дуэта из «Сильвы». Больше Екатерина Семеновна в Большом зале филармонии не выступала.

Пережившая блокаду актриса ушла из жизни 4 февраля 1992 года. Ее могила находится на территории петербургского Еврейского кладбища.