Найти тему
plays.dev

Мотивация персонала: как улучшить внутренние бизнес-процессы

Оглавление

Автор статьи - Дмитрий Острога.

Многие руководители сталкиваются с периодом “застоя” в коллективе, не зная как найти общий язык с коллегами и считают, что сотрудников можно мотивировать только материально.

К сотрудникам, как и к клиентам, важен индивидуальный подход - у каждого своя незакрытая потребность, интересы и зачастую премирование не решает всех проблем. Эффективность премий временна, постоянного эффекта можно достигнуть, используя методы материальной и нематериальной мотивации в комплексе.

На эффективность мотивационной системы в компании также влияет ее размер - в небольших компаниях руководителям проще налаживать контакт с сотрудниками и проявлять персональный подход, чем в крупных организациях.

В своей книге “Драйв: Что на самом деле нас мотивирует” Дэниел Пинк рассуждает о сущности мотивации и о том, что же действительно вдохновляет людей на достижение выдающихся результатов. Пинк предлагает теорию, следуя которой, мотивацию можно разложить на три основных составляющих - автономию, мастерство и целеустремленность.

Мотивация персонала - это способы и стимулы, которые помогают людям чувствовать себя более заинтересованными, энергичными и преданными своей работе. Говоря простым языком, это то, что вдохновляет и побуждает людей делать свою работу хорошо, чувствовать удовлетворение от своих достижений и быть более продуктивными в рабочей среде.
Источник: PlaysDev
Источник: PlaysDev

Примеры реализации удачных систем мотивации

Google's 20% Time

«Мы призываем наших сотрудников, помимо своих обычных проектов, тратить 20% своего времени на работу над тем, что, по их мнению, принесет наибольшую пользу Google», — написали основатели Сергей Брин и Ларри Пейдж в своем письме к IPO. «Это дает им возможность быть более творческими и инновационными. Многие из наших значительных достижений [таких как AdSense и Google News ] произошли именно таким образом».

Salesforce's Volunteer Time Off

Компания Salesforce предоставляет своим сотрудникам оплачиваемое время для волонтёрской деятельности. Это способ стимулировать чувство социальной ответственности и создать позитивное мышление как внутри, так и за пределами организации.

Microsoft's OneWeek Hackathon

Microsoft организует ежегодный хакатон, в рамках которого сотрудники могут предложить идеи и работать над инновационными проектами. Это способ поощрять креативность и коллективное сотрудничество.

Регулярная проверка мнений сотрудников: Корпорация Майкрософт отправляет опрос “Daily Pulse”, чтобы определить, как сотрудники чувствуют себя каждый день.

Укрепление здоровья сотрудников: компания Salesforce Inc. предлагает сотрудникам 100 долларов в месяц на оздоровительные мероприятия, такие как занятия фитнесом, правильное питание, терапия и многое другое.

Intel's Employee Share Program

Intel предоставляет своим сотрудникам возможность участвовать в программе по приобретению акций компании по сниженной цене. Это стимулирует чувство владения и заинтересованности в успехах компании.

Amazon's Career Choice Program

Amazon предлагает программу Career Choice, покрывающую расходы на обучение сотрудников в сферах, которые могут помочь им развиваться и строить карьеру.

Максим Батырев, известный российский менеджер и автор бестселлеров «45 татуировок менеджера», «45 татуировок продавана» и «45 татуировок личности», рассказывает об инструментах менеджмента, выделяет важность личности руководителя и умение разговаривать с людьми на примерах реальных российский компаний. Также, в подкасте поднимается тема мотивации сотрудников в условиях роста популярности удаленного формата работы, практика мотивации смыслом как ответ на вопрос “я работаю чтобы что?”. Максим отмечает, что хотя бы раз в году, он встречается с сотрудниками, чтобы зафиксировать их прогресс, и это сильно мотивирует команду.

12 главных тенденций мотивации сотрудников:

*на основе отчетов HeadHunter и Gallup

Источник: PlaysDev
Источник: PlaysDev
  • Сотрудники работают на 20% лучше, когда их мотивируют
  • Высоко вовлеченные команды повышают прибыльность бизнеса на 21%
  • Вовлеченность и мотивация сотрудников сокращают количество невыходов на работу на 41%
  • Вероятность увольнения мотивированных сотрудников на 87% ниже
  • Более 42% сотрудников обращают внимание на возможности программ поощрения, когда они находятся в поиске работы
  • 2/3 персонала мотивированы оставаться на своей работе наличием мотивационной программы для сотрудников
  • У сотрудников, которые чувствуют, что их услышали, в 4,6 раза больше шансов проявить себя наилучшим образом
  • 87% сотрудников ожидают, что их работодатель поможет им найти баланс между работой и личными обязательствами
  • Менее половины сотрудников хорошо осведомлены о стратегии и целях компании по мотивации сотрудников
  • Соискателям при выборе работодателя помимо достойной зарплаты, выплачиваемой вовремя, важны возможности карьерного роста, удобное рабочее место и оплата сверхурочных
  • 88% соискателей готовы работать сверхурочно при необходимости, если бы работодатель максимально заботился о сотрудниках

Преданные делу и мотивированные сотрудники формируют накопительный эффект для компании - что приводит к реальным и существенным различиям в прибыли. Привлекать новых сотрудников гораздо трудозатратнее и дороже для компании, нежели внедрение устойчивой системы мотивации персонала.

Что мотивирует сотрудников больше всего?

Статистика мотивации сотрудников показывает, что многие сотрудники мотивированы финансовой выгодой, возможностями карьерного роста и продвижения, перспективами обучения и развития, гибкими условиями труда или дополнительным оплачиваемым отпуском. Другие работают над достижением целей и чувствуют, что вносят свой вклад во что-то большее, чем они сами.

В борьбе за таланты не все решают деньги. Многие кандидаты делают выбор в пользу компаний с широким набором нематериальных бенефитов. Благодаря «плюшкам» сотрудники чувствуют поддержку работодателя в вопросах здоровья, досуга и благополучия.

Самая опасная ловушка, в которую попадают руководители, — убежденность, что лучше денег сотрудников ничего не мотивирует. На самом деле очень мало тех, у кого финансы вызывают длительный и яркий эмоциональный отклик. Обычно такие люди работают в сферах, где могут напрямую влиять на свой доход, например в продажах.

Чаще всего нужен симбиоз материальных и нематериальных инструментов мотивации. Например, у сотрудника хорошая зарплата, но он каждый день задерживается в офисе, хотя мечтает проводить вечера с детьми. Тогда никакие деньги долго не удержат его на такой работе.

Кроме того, опасно строить систему мотивации только на финансах. Люди быстро привыкают к хорошему. Получив повышение зарплаты, первое время сотрудник будет мотивирован. Но через пару месяцев его уровень жизни вырастет, надбавка растворится в общем бюджете, и эффект закончится. Чтобы снова замотивировать специалиста, придется снова повышать ему зарплату.

Почему мотивация сотрудников важна

Каждый руководитель организации согласится с тем, что вовлеченность сотрудников важна. Но почему мотивация сотрудников так полезна? На какие результаты в реальном времени Вы можете рассчитывать?

Нематериальная мотивация помогает:

  • повысить эффективность сотрудников;
  • удержать ценных специалистов;
  • увеличить лояльность и вовлеченность команды;
  • усилить материальную мотивацию;
  • повысить привлекательность компании.

Виды, инструменты и методы нематериальной мотивации

Мы выделяем 6 видов нематериальной мотивации:

  • условиями труда,
  • карьерой и самореализацией,
  • психологическими факторами,
  • сопричастностью,
  • социальными условиями,
  • влиянием и властью.

Каждый вид реализуется с помощью конкретных методов и способов, которые можно совокупно назвать инструментами. Дать исчерпывающий список инструментов невозможно — все зависит от бюджета и фантазии работодателя.

Для примера приведу несколько вариантов поощрений для каждого вида мотивации:

условиями труда - чистота и оформление офиса, удобные рабочие места, качественная техника, зона отдыха

карьерой и самореализацией - бесплатный доступ к образовательным платформам, программы развития сотрудников, оплата обучения

психологическими факторами - уважительные отношения между коллегами, похвала и признание достижений, открытое к общению руководство, соблюдать баланс между работой и личной жизнью

сопричастностью - встречи с руководством для подведения итогов, участие в социально значимых мероприятиях

социальными условиями - ДМС, новогодние подарки детям, бесплатные обеды, оплата фитнеса

влиянием и властью - наделение дополнительными полномочиями, повышение в должности

Факторы, влияющие на мотивацию сотрудников

Когда нужно менять систему мотивации или как понять, что существующая система не работает? Ответьте на следующие вопросы и оцените состояние системы мотивации в вашей компании:

  • Понимает ли сотрудник свою роль?
  • Есть ли у сотрудников все ресурсы, необходимые им для достижения успеха?
  • Оптимизированы ли процессы в компании?
  • Адекватные ли отношения в коллективе?
  • Есть ли у сотрудников свобода принимать решения в рамках должности?
  • Есть ли возможности для сотрудников расти в рамках своей должности?
  • Предлагает ли компания возможности обучения и развития сотрудникам в рамках их должности?
  • Стоят ли четкие миссии/цели компании и осведомлены ли сотрудники о них?

В этом видео можно узнать о 6 способах мотивации, которые не работают и не приносит нужных руководителю результатов - посмотрите и сравните с собой!

Организации с четкой и понятной целью и корпоративной культурой помогают создать ощущение единства. Грамотная корпоративная культура сплачивает сотрудников, помогает каждому чувствовать себя ценным и не допускает некорректных ситуаций, выходящих за рамки здорового конфликта.

Подробнее о создании продуманной корпоративной культуры и важности формирования понятных и откликающихся в умах сотрудников ценностей компании рассказывает HR-эксперт Ребекка Ахмед на TED Talks. Очень полезное видео, которое на простых примерах показывает, как доступная и эффективная культура компании увеличивает интерес кандидатов к компании, повышает вовлеченность и мотивацию сотрудников и помогает наладить вертикальную коммуникацию.

Деньги и нематериальные выгоды обеспечивают базовый уровень благополучия человека (все слышали о пирамиде потребностей Маслоу). Когда денег достаточно, чтобы закрывать потребности, начинают работать другие мотиваторы.

Работников с высокой мотивацией сложно замотивировать еще сильнее — они уже работают изо всех сил, но коллеги с низкой мотивацией могут заразить их пессимизмом, и тогда у всего коллектива снизится работоспособность. Важно, чтобы настроение в коллективе было здоровым - это не утопия, конфликты и разногласия - катализатор прогресса, однако необоснованный пессимизм подрывает желание работать.

Как мотивировать сотрудников на удаленке

90% офисных сотрудников хотели бы перейти на удаленную работу временно или постоянно – такие цифры опубликовала международная рекрутинговая компания Hays.

  • Помогите чувствовать себя частью команды

Чтобы вовлеченность сохранялась, сотрудники должны оперативно узнавать обо всех новостях компании, делиться своими достижениями и быстро получать обратную связь. Удаленным сотрудникам легче почувствовать себя забытыми и отделенными от коллектива, поэтому ваша задача - дать уверенность в том, что вы помните о них и заинтересованы в предоставлении одинаковых условий для всех.

  • Добавьте мероприятия для удаленщиков

Лекции, тематические вечера, сборы по интересам, челенджи и внутренние конкурсы - многие мероприятия можно проводить удаленно и от этого они не потеряют свою ценность. Многим удаленщикам интересно посещать корпоративные уроки английского, участвовать в тематических обсуждениях онлайн и высказывать свое мнение. Местонахождение сотрудника не делает его менее важным и ваша задача - дать ему уверенность в этом.

  • Организуйте созвоны

Не всем нравится частое внимание и это может показаться навязчивым, но если сотруднику комфортно - можно устраивать 10-минутные созвоны для того, чтобы узнать о самочувствии друг друга, планах, настроении и просто чтобы подбодрить. Например, ввести практику благодарности или рассказать друг другу о новостях.

  • Разграничьте рабочее и личное время сотрудников

Удаленным работникам сложно переключаться с режима «дом» на режим «работа». В итоге одни начинают лениться и пропускать сроки, другие же, наоборот, постоянно увеличивают время на работу и в итоге сидят за компьютером с утра до ночи. Чтобы решить эту проблему, определите график работы и четкие временные рамки для конкретных процессов. Например, установите расписание рабочего дня - выделите время на совещания, созвоны и уточните, после какого времени не стоит тревожить друг друга в мессенджерах.

Сегодня практически все компании используют нематериальную мотивацию, но сталкиваются с ситуацией, когда оказывается - что она не работает. Руководителю очень важно понимать потребности своих сотрудников и для этого важен прямой разговор. Устраивайте ежеквартальные чекапы уровня удовлетворенности своего коллектива и сможете узнать больше о том, как мотивировать своих коллег.

Коротко о главном:

  • С точки зрения бизнеса, мотивация персонала - это комплекс стратегий и практик, направленных на создание условий, в которых сотрудники чувствуют себя вовлеченными, ценными и вдохновленными для достижения высоких результатов.
  • В практике других компаний можно найти для себя множество идей нематериальной мотивации сотрудников, начиная от ежедневных опросов Microsoft, заканчивая волонтерской инициативой Salesforce.
  • Руководителю важно постоянно развиваться, изучать различные мнения и материалы на тему менеджмента также, как сотрудникам повышать квалификацию.
  • Можно выделить 6 видов нематериальной мотивации: условиями труда, карьерой и самореализацией, психологическими факторами, сопричастностью, социальными условиями, влиянием и властью.
  • Важно иметь грамотную и понятную для сотрудников компании корпоративную культуру.
  • Работников на удаленке тоже нужно мотивировать, к примеру внедрить еженедельные мероприятия для удаленщиков.