Автор статьи - Дмитрий Острога.
Многие руководители сталкиваются с периодом “застоя” в коллективе, не зная как найти общий язык с коллегами и считают, что сотрудников можно мотивировать только материально.
К сотрудникам, как и к клиентам, важен индивидуальный подход - у каждого своя незакрытая потребность, интересы и зачастую премирование не решает всех проблем. Эффективность премий временна, постоянного эффекта можно достигнуть, используя методы материальной и нематериальной мотивации в комплексе.
На эффективность мотивационной системы в компании также влияет ее размер - в небольших компаниях руководителям проще налаживать контакт с сотрудниками и проявлять персональный подход, чем в крупных организациях.
В своей книге “Драйв: Что на самом деле нас мотивирует” Дэниел Пинк рассуждает о сущности мотивации и о том, что же действительно вдохновляет людей на достижение выдающихся результатов. Пинк предлагает теорию, следуя которой, мотивацию можно разложить на три основных составляющих - автономию, мастерство и целеустремленность.
Мотивация персонала - это способы и стимулы, которые помогают людям чувствовать себя более заинтересованными, энергичными и преданными своей работе. Говоря простым языком, это то, что вдохновляет и побуждает людей делать свою работу хорошо, чувствовать удовлетворение от своих достижений и быть более продуктивными в рабочей среде.
Примеры реализации удачных систем мотивации
Google's 20% Time
«Мы призываем наших сотрудников, помимо своих обычных проектов, тратить 20% своего времени на работу над тем, что, по их мнению, принесет наибольшую пользу Google», — написали основатели Сергей Брин и Ларри Пейдж в своем письме к IPO. «Это дает им возможность быть более творческими и инновационными. Многие из наших значительных достижений [таких как AdSense и Google News ] произошли именно таким образом».
Salesforce's Volunteer Time Off
Компания Salesforce предоставляет своим сотрудникам оплачиваемое время для волонтёрской деятельности. Это способ стимулировать чувство социальной ответственности и создать позитивное мышление как внутри, так и за пределами организации.
Microsoft's OneWeek Hackathon
Microsoft организует ежегодный хакатон, в рамках которого сотрудники могут предложить идеи и работать над инновационными проектами. Это способ поощрять креативность и коллективное сотрудничество.
Регулярная проверка мнений сотрудников: Корпорация Майкрософт отправляет опрос “Daily Pulse”, чтобы определить, как сотрудники чувствуют себя каждый день.
Укрепление здоровья сотрудников: компания Salesforce Inc. предлагает сотрудникам 100 долларов в месяц на оздоровительные мероприятия, такие как занятия фитнесом, правильное питание, терапия и многое другое.
Intel's Employee Share Program
Intel предоставляет своим сотрудникам возможность участвовать в программе по приобретению акций компании по сниженной цене. Это стимулирует чувство владения и заинтересованности в успехах компании.
Amazon's Career Choice Program
Amazon предлагает программу Career Choice, покрывающую расходы на обучение сотрудников в сферах, которые могут помочь им развиваться и строить карьеру.
Максим Батырев, известный российский менеджер и автор бестселлеров «45 татуировок менеджера», «45 татуировок продавана» и «45 татуировок личности», рассказывает об инструментах менеджмента, выделяет важность личности руководителя и умение разговаривать с людьми на примерах реальных российский компаний. Также, в подкасте поднимается тема мотивации сотрудников в условиях роста популярности удаленного формата работы, практика мотивации смыслом как ответ на вопрос “я работаю чтобы что?”. Максим отмечает, что хотя бы раз в году, он встречается с сотрудниками, чтобы зафиксировать их прогресс, и это сильно мотивирует команду.
12 главных тенденций мотивации сотрудников:
*на основе отчетов HeadHunter и Gallup
- Сотрудники работают на 20% лучше, когда их мотивируют
- Высоко вовлеченные команды повышают прибыльность бизнеса на 21%
- Вовлеченность и мотивация сотрудников сокращают количество невыходов на работу на 41%
- Вероятность увольнения мотивированных сотрудников на 87% ниже
- Более 42% сотрудников обращают внимание на возможности программ поощрения, когда они находятся в поиске работы
- 2/3 персонала мотивированы оставаться на своей работе наличием мотивационной программы для сотрудников
- У сотрудников, которые чувствуют, что их услышали, в 4,6 раза больше шансов проявить себя наилучшим образом
- 87% сотрудников ожидают, что их работодатель поможет им найти баланс между работой и личными обязательствами
- Менее половины сотрудников хорошо осведомлены о стратегии и целях компании по мотивации сотрудников
- Соискателям при выборе работодателя помимо достойной зарплаты, выплачиваемой вовремя, важны возможности карьерного роста, удобное рабочее место и оплата сверхурочных
- 88% соискателей готовы работать сверхурочно при необходимости, если бы работодатель максимально заботился о сотрудниках
Преданные делу и мотивированные сотрудники формируют накопительный эффект для компании - что приводит к реальным и существенным различиям в прибыли. Привлекать новых сотрудников гораздо трудозатратнее и дороже для компании, нежели внедрение устойчивой системы мотивации персонала.
Что мотивирует сотрудников больше всего?
Статистика мотивации сотрудников показывает, что многие сотрудники мотивированы финансовой выгодой, возможностями карьерного роста и продвижения, перспективами обучения и развития, гибкими условиями труда или дополнительным оплачиваемым отпуском. Другие работают над достижением целей и чувствуют, что вносят свой вклад во что-то большее, чем они сами.
В борьбе за таланты не все решают деньги. Многие кандидаты делают выбор в пользу компаний с широким набором нематериальных бенефитов. Благодаря «плюшкам» сотрудники чувствуют поддержку работодателя в вопросах здоровья, досуга и благополучия.
Самая опасная ловушка, в которую попадают руководители, — убежденность, что лучше денег сотрудников ничего не мотивирует. На самом деле очень мало тех, у кого финансы вызывают длительный и яркий эмоциональный отклик. Обычно такие люди работают в сферах, где могут напрямую влиять на свой доход, например в продажах.
Чаще всего нужен симбиоз материальных и нематериальных инструментов мотивации. Например, у сотрудника хорошая зарплата, но он каждый день задерживается в офисе, хотя мечтает проводить вечера с детьми. Тогда никакие деньги долго не удержат его на такой работе.
Кроме того, опасно строить систему мотивации только на финансах. Люди быстро привыкают к хорошему. Получив повышение зарплаты, первое время сотрудник будет мотивирован. Но через пару месяцев его уровень жизни вырастет, надбавка растворится в общем бюджете, и эффект закончится. Чтобы снова замотивировать специалиста, придется снова повышать ему зарплату.
Почему мотивация сотрудников важна
Каждый руководитель организации согласится с тем, что вовлеченность сотрудников важна. Но почему мотивация сотрудников так полезна? На какие результаты в реальном времени Вы можете рассчитывать?
Нематериальная мотивация помогает:
- повысить эффективность сотрудников;
- удержать ценных специалистов;
- увеличить лояльность и вовлеченность команды;
- усилить материальную мотивацию;
- повысить привлекательность компании.
Виды, инструменты и методы нематериальной мотивации
Мы выделяем 6 видов нематериальной мотивации:
- условиями труда,
- карьерой и самореализацией,
- психологическими факторами,
- сопричастностью,
- социальными условиями,
- влиянием и властью.
Каждый вид реализуется с помощью конкретных методов и способов, которые можно совокупно назвать инструментами. Дать исчерпывающий список инструментов невозможно — все зависит от бюджета и фантазии работодателя.
Для примера приведу несколько вариантов поощрений для каждого вида мотивации:
условиями труда - чистота и оформление офиса, удобные рабочие места, качественная техника, зона отдыха
карьерой и самореализацией - бесплатный доступ к образовательным платформам, программы развития сотрудников, оплата обучения
психологическими факторами - уважительные отношения между коллегами, похвала и признание достижений, открытое к общению руководство, соблюдать баланс между работой и личной жизнью
сопричастностью - встречи с руководством для подведения итогов, участие в социально значимых мероприятиях
социальными условиями - ДМС, новогодние подарки детям, бесплатные обеды, оплата фитнеса
влиянием и властью - наделение дополнительными полномочиями, повышение в должности
Факторы, влияющие на мотивацию сотрудников
Когда нужно менять систему мотивации или как понять, что существующая система не работает? Ответьте на следующие вопросы и оцените состояние системы мотивации в вашей компании:
- Понимает ли сотрудник свою роль?
- Есть ли у сотрудников все ресурсы, необходимые им для достижения успеха?
- Оптимизированы ли процессы в компании?
- Адекватные ли отношения в коллективе?
- Есть ли у сотрудников свобода принимать решения в рамках должности?
- Есть ли возможности для сотрудников расти в рамках своей должности?
- Предлагает ли компания возможности обучения и развития сотрудникам в рамках их должности?
- Стоят ли четкие миссии/цели компании и осведомлены ли сотрудники о них?
В этом видео можно узнать о 6 способах мотивации, которые не работают и не приносит нужных руководителю результатов - посмотрите и сравните с собой!
Организации с четкой и понятной целью и корпоративной культурой помогают создать ощущение единства. Грамотная корпоративная культура сплачивает сотрудников, помогает каждому чувствовать себя ценным и не допускает некорректных ситуаций, выходящих за рамки здорового конфликта.
Подробнее о создании продуманной корпоративной культуры и важности формирования понятных и откликающихся в умах сотрудников ценностей компании рассказывает HR-эксперт Ребекка Ахмед на TED Talks. Очень полезное видео, которое на простых примерах показывает, как доступная и эффективная культура компании увеличивает интерес кандидатов к компании, повышает вовлеченность и мотивацию сотрудников и помогает наладить вертикальную коммуникацию.
Деньги и нематериальные выгоды обеспечивают базовый уровень благополучия человека (все слышали о пирамиде потребностей Маслоу). Когда денег достаточно, чтобы закрывать потребности, начинают работать другие мотиваторы.
Работников с высокой мотивацией сложно замотивировать еще сильнее — они уже работают изо всех сил, но коллеги с низкой мотивацией могут заразить их пессимизмом, и тогда у всего коллектива снизится работоспособность. Важно, чтобы настроение в коллективе было здоровым - это не утопия, конфликты и разногласия - катализатор прогресса, однако необоснованный пессимизм подрывает желание работать.
Как мотивировать сотрудников на удаленке
90% офисных сотрудников хотели бы перейти на удаленную работу временно или постоянно – такие цифры опубликовала международная рекрутинговая компания Hays.
- Помогите чувствовать себя частью команды
Чтобы вовлеченность сохранялась, сотрудники должны оперативно узнавать обо всех новостях компании, делиться своими достижениями и быстро получать обратную связь. Удаленным сотрудникам легче почувствовать себя забытыми и отделенными от коллектива, поэтому ваша задача - дать уверенность в том, что вы помните о них и заинтересованы в предоставлении одинаковых условий для всех.
- Добавьте мероприятия для удаленщиков
Лекции, тематические вечера, сборы по интересам, челенджи и внутренние конкурсы - многие мероприятия можно проводить удаленно и от этого они не потеряют свою ценность. Многим удаленщикам интересно посещать корпоративные уроки английского, участвовать в тематических обсуждениях онлайн и высказывать свое мнение. Местонахождение сотрудника не делает его менее важным и ваша задача - дать ему уверенность в этом.
- Организуйте созвоны
Не всем нравится частое внимание и это может показаться навязчивым, но если сотруднику комфортно - можно устраивать 10-минутные созвоны для того, чтобы узнать о самочувствии друг друга, планах, настроении и просто чтобы подбодрить. Например, ввести практику благодарности или рассказать друг другу о новостях.
- Разграничьте рабочее и личное время сотрудников
Удаленным работникам сложно переключаться с режима «дом» на режим «работа». В итоге одни начинают лениться и пропускать сроки, другие же, наоборот, постоянно увеличивают время на работу и в итоге сидят за компьютером с утра до ночи. Чтобы решить эту проблему, определите график работы и четкие временные рамки для конкретных процессов. Например, установите расписание рабочего дня - выделите время на совещания, созвоны и уточните, после какого времени не стоит тревожить друг друга в мессенджерах.
Сегодня практически все компании используют нематериальную мотивацию, но сталкиваются с ситуацией, когда оказывается - что она не работает. Руководителю очень важно понимать потребности своих сотрудников и для этого важен прямой разговор. Устраивайте ежеквартальные чекапы уровня удовлетворенности своего коллектива и сможете узнать больше о том, как мотивировать своих коллег.
Коротко о главном:
- С точки зрения бизнеса, мотивация персонала - это комплекс стратегий и практик, направленных на создание условий, в которых сотрудники чувствуют себя вовлеченными, ценными и вдохновленными для достижения высоких результатов.
- В практике других компаний можно найти для себя множество идей нематериальной мотивации сотрудников, начиная от ежедневных опросов Microsoft, заканчивая волонтерской инициативой Salesforce.
- Руководителю важно постоянно развиваться, изучать различные мнения и материалы на тему менеджмента также, как сотрудникам повышать квалификацию.
- Можно выделить 6 видов нематериальной мотивации: условиями труда, карьерой и самореализацией, психологическими факторами, сопричастностью, социальными условиями, влиянием и властью.
- Важно иметь грамотную и понятную для сотрудников компании корпоративную культуру.
- Работников на удаленке тоже нужно мотивировать, к примеру внедрить еженедельные мероприятия для удаленщиков.