Найти тему

КАК РАЗВИВАТЬ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ У ДЕТЕЙ

Оглавление

Развитию связной речи у детей дошкольного возраста педагоги и логопеды уделяют пристальное внимание, так как по уровню сформированности данного навыка судят о готовности ребенка к обучению. Эксперты рекомендуют записать ребенка 4-6 лет к логопеду на занятия по совершенствованию компонентов связной речи, даже если он правильно и четко выговаривает все звуки, не имеет неврологических диагнозов и интеллектуальных патологий.

Как проверить степень развития связной речи у ребенка?

Диагностика – важный этап в работы по развитию навыков связной речи у дошкольников. Проверить степень развития данных навыков можно в непринужденной комфортной обстановке с помощью игровых заданий:

1. Предложить малышу поиграть в игру «Сказочник». Нужно поставить перед малышом его любимую игрушку и показать картинку с изображением природы или городского пейзажа. Ребенку предлагается придумать сказку о том, как персонаж отправился путешествовать.

2. Предложить ребенку помочь его любимому герою восстановить верную последовательность событий. Для этого задания нужно подготовить несколько картинок, на которых изображен какой-нибудь случай из жизни.

3. Предложить малышу описать свою самую любимую игрушку. Если задание вызывает трудности, можно задать ему вопросы.

4. Дважды прочитать ребенку короткий художественный текст и попросить его пересказать. с таким заданием дети старшего дошкольного возраста без отклонений в речевом развитии должны справиться без посторонней помощи.

Проверка у дошкольника уровня развития компонентов связной речи должна быть организована так, чтобы малыш даже не догадался, что родитель его оценивает. Во время выполнения тестовых заданий не стоит исправлять ошибки малыша, делать замечания и подсказывать ему верные решения. На высокий уровень развития связной речи указывают такие критерии, как:

- задание не вызвало у ребенка трудностей, он самостоятельно составил рассказ;
- повествование было плавным, выразительным;
- в детском варианте рассказа больше 5 предложений;
- в речи ребенка нет лексико-грамматических ошибок;
- при выполнении заданий малыш использовал фразы, в которых встречаются не только глаголы и существительные, но предлоги, союзы, наречия, прилагательные, числительные;
- рассказ о любимой игрушке ребенка получился яркий, образный.

Что тормозит развитие компонентов связной речи

Становление речевых компонентов у каждого ребенка идет по индивидуальной траектории. На этот процесс влияют многие факторы. Главными причинами медленного становления навыков связного рассказывания являются:

1. Патологии беременности. Дефекты речи и медленный темп формирования навыков пересказа могут быть следствием сильного токсикоза в первом триместре беременности, перенесении женщиной инфекционных заболеваний.

2. К аномалиям речевого развития приводят гипоксия, асфиксия, родовые травмы.

3. Механическое повреждение черепа в период младенчества.

4. Ребенок в 5 лет имеет логопедические диагнозы. Дети с логопедическими диагнозами испытывают трудности в общении со сверстниками, не справляются с простыми дидактическими заданиями, связанными с умением говорить, отвечать на вопросы, пересказывать.

5. Ошибки воспитания. Если родители ограничивают социальные контакты малыша, у него не будет возникать потребности в общении и выражении собственных мыслей. Дефицит книжек и совместных игр с родителями тормозит усваивание детьми лексико-грамматической основы предложений. В условиях отстраненности и эмоциональной холодности родителей.

Что тормозит развитие компонентов связной речи

Создать условия для становления навыков активного говорения у малыша способен не только специалист с логопедическим образованием, но и родители и ближайшее социальное окружение малыша. Достичь успеха в развитии навыков рассказывания и пересказа у ребенка можно с помощью таких правил, как:

1. Ежедневное общение с ребенком на самые разные темы. Родители должны общаться с малышом, отвечать на его вопросы, интересоваться его мнением по тем или иным вопросам. Во время визита в поликлинику, на прогулке, в общественном транспорте нужно уделять внимание ребенку, а не мобильному телефону.

2. Во время общения с ребенком родители должны предъявлять ему образцы правильного произношения и логического построения высказываний. От использования сложных слов и длинных конструкций лучше отказаться, ведь малыш их не поймет. Главный механизм, запускающий развитие коммуникативных способностей детей – подражание. В содержании рассказов о том, как прошел его день, ребенок будет, использовать те же фразы, которые он слышит от родителей.

3. Каждый день читать ребенку художественные тексты. При выборе книг важно учитывать интересы ребенка. Художественные тексты расширяют активный словарный запас дошкольника, учат его понимать переносное значение фраз и отдельных слов.

4. Иллюстрации в детских книжках можно использовать как дидактический материал для тренировки навыков свободного рассказывания. Если это действие вызывает у ребенка трудности, родители должны ему помочь.

5. Стимулировать у детей навыки сочинения можно, рассказывая им придуманные короткие истории. В качестве главного героя в таких рассказах может выступать сам ребенок. Увлекшись такой игрой, дошкольник начнет сам сочинять веселые небылицы.

6. Путешествовать с ребенком, бывать в самых разных местах. Новые впечатления и позитивные эмоции стимулируют у ребенка желание о них рассказывать. В поездке нужно сделать несколько ярких снимков, чтобы потом пересматривать их и предлагать ребенку вспомнить о том, где он побывал.

7. Нужно обращать внимание ребенка на разные свойства предметов окружающего мира. К примеру, когда родители с ребенком проходят мимо высокого дерева, можно спросить: «Как ты думаешь, что может быть таким же высоким, как этот дуб?» Подобные вопросы научат его сравнивать разные предметы, искать их сходство и различия. Запоминать сенсорные эталоны детям легче с помощью игр «Съедобное, несъедобное», «Твердое, мягкое», «Большое, маленькое».

Если перечисленные выше правила не пробуждают у малыша желание активно говорить, стоит записаться на консультацию к неврологу, психологу, логопеду, чтобы выяснить причины отстраненности и молчаливости.