Найти в Дзене
Лапша Медиа

Фейки и бизнес: кто-то за счет лжи набил карманы, а кого дезинформация оставила ни с чем

Оглавление

Фейки в бизнес-среде не редкость. Компании распространяют их, чтобы привлечь клиентов или разделаться с конкурентами. Подвязались на этой ниве и мошенники, которые не прочь заработать легких денег. О том, как дезинформация ударяла по акулам бизнеса и потребителям, читайте в нашем материале.

Набившее оскомину закрытие Sunlight

«Извините, но мы закрываемся», — пугали клиентов в компании Sunlight в 2019 году. Ювелирная сеть сообщала о прекращении работы и ликвидации всех товаров по большим скидкам.

О закрытии Sunlight говорилось из каждого утюга: в официальных аккаунтах в соцсетях, рассылках и массовых надоедливых обзвонах. Такая пиар-кампания привлекла внимание не только покупателей, но и медиа. Журналисты писали, что ювелирная сеть «озолотилась» на дешевых бриллиантах и стала интернет-мемом.

Однако фейк не остался незамеченным. Магазины Sunlight получили предупреждения от ФАС, а также многочисленные штрафы за то, что вводили потребителей в заблуждение. Но едва ли эти меры смогли нанести серьезный урон по компании, которая несколько лет успешно реализовывала трюк с закрытием.

При этом основатель сети Сергей Грибняков обмана в заявлениях о «ликвидации» не видит: «Мы постоянно что-то закрываем, что-то открываем. Это непрерывный процесс. Например, в текущем году (2020) мы уже закрыли 62 магазина. В данный момент функционируют порядка 350 точек».

И несмотря на то, что этот сомнительный кейс можно назвать коммерчески успешным, чаще всего фейки сказывались на бизнесе не лучшим образом.

Убытки в 15 млрд долларов из-за поста в Twitter

В 2022 году фармацевтическая компания Eli Lilly лишилась 15 млрд долларов из-за фейка в Twitter. Неизвестный злоумышленник создал поддельный аккаунт в соцсети с названием компании, купил за 8 долларов специальную синюю галочку рядом с именем, которая подтверждает, что аккаунт принадлежит официальному лицу. 10 ноября 2022 года появилось сообщение, что «инсулин теперь бесплатный».

-2

Фейковое сообщение было убедительным и всего за несколько часов набрало более 1,5 тыс. ретвитов и 11 тыс. лайков.

Официальный аккаунт Eli Lilly в Twitter был вынужден опубликовать ответ на это сообщение. «Мы приносим свои извинения тем, кто получил вводящее в заблуждение сообщение от поддельного аккаунта Lilly. Наш официальный аккаунт в Twitter — @LillyPad», — констатировали в компании.

После этого акции компании 11 ноября 2022 года упали более чем на 5%. Акции других производителей инсулина, Novo Nordisk и Sanofi, потеряли в цене почти 4%.

Бойкот PepsiCo

В сети появились слухи, что якобы генеральный директор PepsiCo Индра Нуйи посоветовала сторонникам Трампа «заняться своим бизнесом в другом месте». После этого в СМИ трамписты стали призывать продавать акции компании. В материалах сообщалось: «Независимо от того, согласны вы или нет с Индрой Нуйи, продайте как можно скорее любые акции PepsiCo». Информация завирусилась и многие последовали призыву, продав акции компании.

Новость была фейковой, но PepsiCo пострадала от нее сразу на нескольких уровнях. Показатель потребительского восприятия (sentiment trend) упал в день появления новости – 13 ноября 2016 года, на 35% относительно среднеквартального показателя по США. Аналогичный глобальный показатель опустился на 20%, цена акций компании на бирже также упала, показатели пришли в норму только через месяц. Таким образом, фальшивая новость стала для PepsiCo худшим событием 2016 года.

-3

Фейковое банкротство Metro Bank

В 2019 году через мессенджеры и соцсети стала распространяться информация, что британский Metro Bank близок к банкротству. Вкладчиков убеждали брать ноги в руки и как можно скорее забирать средства. В итоге возле финансового учреждения появились очереди, а его биржевые котировки упали на 11%.

Менеджменту Metro Bank пришлось открыто опровергать слухи. Но вереницы вкладчиков возле банка и общая паника негативно сказались на его имидже и репутации. К тому же учреждение весьма скупо отреагировало на ситуацию. Банк ограничился формулировкой о «ложных слухах», но так и не назвал имена злоумышленников или хоть какие-то подробности, касающиеся этого инцидента.

«Авторский» фейк от Virgin Galactic

Иногда компании придумывают фейки для раскрутки своих продуктов, но эффект может быть ровно противоположным. Так произошло с компанией Virgin Galactic Ричарда Брэнсона.

В 2021 году Virgin Galactic открыла новую эру в истории космического туризма, отправив самого миллиардера и еще нескольких пассажиров в полет на высоту 86 км. Казалось бы, все было обречено на успех, но обернулось крупным скандалом из-за того, что событие решили несколько приукрасить.

Отправной точкой стало видео, на котором Брэнсон на велосипеде добирается до космодрома. Кадры подавались как снятые в день полета, но выяснилось, что их сделали за день до этого (компания это признала).

-4
-5

Кроме того, в ходе полета ракетоплан не взлетел выше общепринятой границы космоса — линии Кармана, или отметки в 100 км над уровнем моря, что сразу же обернулось волной критики и издевок со стороны конкурентов в лице компании Blue Origin Джеффа Безоса. Эпизод со снятым заранее видео и откровенным введением в заблуждение аудитории также лишь усилил недоверие к Virgin Galactic.

Фейки от аферистов

Злоумышленники тоже не дремлют и придумывают большое количество махинаций с целью обмана не только простых россиян, но и менеджмента крупных компаний.

Так, в ноябре 2023 года в Центробанке сообщили о новой схеме обмана менеджеров крупных компаний. Аферисты собирали информацию о сотрудниках регулятора в интернете и размещали ее на фейковых страницах в мессенджерах, так что аккаунты выглядели весьма достоверно. С этих страниц злоумышленники отправляли сообщения руководителям крупных компаний, также госорганов или их заместителям.

Дипфейки

Мошеннические схемы осуществляются и с помощью дипфейков. Так, в 2019 году ИИ сымитировал голос директора одной британской компании. Сотрудник не заподозрил подвоха и перевел на счет в Венгрии 243 тысячи долларов.

-6

В сентябре 2021 года в сети завирусился дипфейк с Олегом Тиньковым. Авторы создали поддельный ролик с предпринимателем, где он обещал подарить 50% бонусов при открытии инвестиционного счета. Реальная цель видео заключалась в том, чтобы получить данные жертв.

Переходя по ссылкам, пользователи попадали на фишинговый сайт, на котором им предлагалось пройти опрос и в конце отправить персональные данные.

Несмотря на то, что «двойник» Тинькова был выполнен некачественно, дипфейк все равно актинов распространяли в сети.

-7

Выводы

Бизнес-среда активно использует дезинформацию, чтобы достичь коммерческой выгоды и расправиться с конкурентами за счет удара по их репутации. Подобные же механизмы использует и криминальная среда в различных мошеннических схемах.

Рассматривая текущую ситуацию в целом, следует сказать, что со стартом СВО наметился тренд на ярко выраженный рост распространения фейковой информации в сфере бизнеса. Это касается как количества уникальных фейков и их копий, так и охвата по просмотрам. С начала проведения спецоперации количество уникальных фейков, связанных с бизнесом выросло в 3,6 раза, количество копий — в 6,8 раза. Количество просмотров подобного контента увеличилось в 10,6 раза.

Было полезно? Подпишись на канал!