Найти тему

Алфавит Кафки: буква П

На этот раз мы решили немного нарушить правила рубрики и посвятить публикацию не произведениям искусства с выставки «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века», названия которых начинаются на одну букву, а одному художнику — Виктору Пивоварову. В экспозицию вошли две живописные работы главного романтика московского концептуализма и графика из альбомов «Лицо» и «Микрогомус».

Виктор Пивоваров. Яблоко. Из альбома «Микрогомус». 1980. Бумага, тушь, перо, гуашь, карандаш. ГТГ
Виктор Пивоваров. Яблоко. Из альбома «Микрогомус». 1980. Бумага, тушь, перо, гуашь, карандаш. ГТГ

На выставке альбом «Лицо» представлен серией из 20 эскизов, переданных Пивоваровым в дар Государственной Третьяковской галерее в 2010 году. Повествование выстроено в форме обращения к другому человеку, образ которого остается за пределами композиции. Автор задает вопросы: «Ты узнаешь меня?», «А лицо, мое лицо ты помнишь?», – на которые его невидимый собеседник никогда не отвечает. Пивоваров, наряду с Ильей Кабаковым, считается первооткрывателем жанра концептуального альбома. В 1960-1970-е альбом стал уникальной формой художественного высказывания, возникновение которого было во многом определено «подпольным» положением неофициального искусства в СССР. Для художников круга московского концептуализма альбом, сочетающий черты литературного произведения и графического листа, был идеальной формой произведения, а процесс последовательного показа листов автором становился перформансом для собравшихся в мастерской зрителей. Для Пивоварова, активно работавшего в это же время с журналами «Весёлые картинки», «Знание – сила» и «Мурзилка», переход к созданию собственных текстов был логичным продолжением практики. В ней сюрреалистические образы соседствовали с приемами, заимствованными у книжной графики и информационных щитов. Пустынные фрагменты пейзажей, интерьеры и одинокие фигуры сведены к изобразительной формуле и построены на сочетании лаконичного силуэта и точной линии, а глубина пространства заменена нейтральным фоном, непроницаемость которого подчеркивает введенный в пластическую ткань композиции текст.