Авторская колонка Екатерины Малашенко
Победу в президентской гонке в Финляндии одержал бывший премьер-министр страны Александр Стубб. По итогам подсчета 100% бюллетеней он на 1,4% обошел своего оппонента – экс-главу МИД Пекку Хаависто. Инаугурация нового президента назначена на 1 марта.
За выборами в Финляндии внимательно следили не только на Западе – Финляндия, в конце концов, новый член НАТО, – но и в России. Сейчас очень важно понять, как будут развиваться отношения между Москвой и Хельсинки.
Новый президент известен своей русофобией, но так было не всегда
Стубб с первых дней осудил спецоперацию на Украине и последние два года придерживался максимально жесткого курса. Он предлагал и вовсе разорвать отношения с Москвой до завершения боевых действий.
Но так было не всегда. Александр Стубб родился в семье финского хоккеиста, детство и юность будущего президента прошли в США. Он получил весьма хорошее образование – с отличием окончил Фурманский университет по специальности «Политология» и защитился в Сорбонне. Свою политическую карьеру начинал в МИД Финляндии. И тогда его взгляды на отношения с Россией были совершенно другими.
В 2008 году Александр Стубб возглавил Министерство иностранных дел Финляндии. И сразу сосредоточился на развитии связей с Москвой. Тогда он выступал за усиление как экономических, так и культурных контактов между двумя странами.
В частности, он поддержал строительство газопровода «Северный поток – 2», а также участие «Росатома» в строительстве финской АЭС. Он считал, что визы между ЕС и Россией нужно отменить, а в Финляндии больше внимания уделять изучению русского языка.
Как оказалось, делалось это вовсе не из добрососедских побуждений
О своих истинных намерениях Стубб проговорился, кстати, не так давно. Журналисты спросили у него: «Является ли победа Украины и вывод российских войск единственной устойчивой целью с точки зрения Финляндии?» Будущий президент ответил, что стремление Зеленского вернуть утраченные территории — «это его карельский вопрос».
Тем самым Стубб не просто провел параллель между российско-украинским и советско-финским конфликтами, но и вполне открыто высказал свои претензии на территорию Карелии. То есть, получается, все это развитие экономических и культурных отношений было нужно Стуббу, чтобы дождаться момента и, простыми словами, отжать российские территории. А когда это делать, если не в разгар украинского конфликта и сразу после вступления в НАТО?
Кроме того, Стубб заявил, что готов внести изменения в законодательство и разрешить транспортировку ядерного оружия НАТО по финской территории. О каком налаживании отношений в таком случае может идти речь?
В Москве по этому поводу иллюзий не строят
В российском МИД ответили, что готовят соразмерный ответ на действия Хельсинки. При этом подчеркивается, что «ответственность за превращение зоны добрососедства в этом регионе в зону возможной конфронтации полностью лежит на нынешних финских властях».
А вы как думаете, отношения между Москвой и Хельсинки когда-нибудь станут по-настоящему добрососедскими?