Найти тему

Странные артефакты из собрания Государственного исторического музея в Москве. Неужели их сделали древние люди?

Приветствую Вас Уважаемые подписчики и гости канала!

В Государственный исторический музей на Красной площади в Москве я собирался уже давно.

И наконец-то, свершилось!

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Купив входной билет я приступил к выборочному осмотру экспозиций. Выборочному, потому что если смотреть все подробно - и дня не хватит.

На этот раз меня особенно интересовал период неолита.

Для Подмосковья это IV - II тысячелетие до нашей эры.

Цель преследовалась весьма прагматичная - определить небольшую находку - обломок керамики явно из этой исторической эпохи.

Фото автора.
Фото автора.

Я случайно нашел ее осенью прошлого года в Подмосковье на Оке, где время от времени занимаюсь поиском древних окаменелостей.

Находка была, увы, единичной. Причем была сделана в совершенно не примечательном месте где согласно Археологической карте Подмосковья нет никаких древних поселений.

Возможно в те древние времена, как вариант, по Оке проплывала долбленая лодка-однодревка и ее пассажиры пристали к берегу, чтобы устроить себе ночлег. При этом случайно разбили прихваченный с собой горшок.

А крепкие, добротные лодки у людей той эпохи наверняка уже были.

В том же музее представлена одна из них выдолбленная из огромного цельного дуба.

Правда эта лодка датируется эпохой бронзы 18 - 17 веками до нашей эры.

Фото автора.
Фото автора.

Ее длина впечатляет - семь с половиной метров. Обнаружили ее на реке Дон около села Щучье Лискинского района Воронежской области.

К моей нескрываемой радости керамике эпохи неолита была посвящена не одна музейная витрина.

Много было и цельных сосудов с совершенно идентичным с моей находкой орнаментом.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

И тут мое внимание привлек вот этот весьма неординарный музейный предмет.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Под №32 историками он определен как "ритуальная кирка с рукоятью". Датируется она IV тысячелетием до нашей эры.

Ее нашли в русле реки Святица, рядом с деревней Омут Никольского уезда Вологодской губернии.

То есть, находка была единичной и не привязанной ни к какому древнему поселению.

Только вот качество и сложность исполнения подобного артефакта заставляет засомневаться в том, что это смог бы создать пусть даже талантливый, но кустарный мастер той технически не развитой, весьма примитивной эпохи.

Ведь материал находки - диорит.

Примечание

Диорит — магматическая плутоническая горная порода.

Очень крепкий и неподатливый для обработки камень.

Кстати, диорит в качестве сырья для изготовления весьма изящных статуй, и даже домашней утвари (знаменитые диоритовые вазы) очень часто использовали в Древнем Египте. А до них и в Месопотамии.
Фото автора.
Фото автора.

И это в то время, когда искусство древнего мастера было примерно на таком уровне.

Фото автора.
Фото автора.

Красиво, конечно. И даже легко узнаваемо.

Но согласитесь, сделать из кусочка кремния подобную фигурку или то, что указано ниже - ни одно и тоже.

Фото автора.
Фото автора.

Сколько бы тысяч человеко-часов ушло у мастера, чтобы из внушительной по размерам заготовки выточить подобную штуковину?

Да при том из твердого и неподатливого куска диорита.

И чем, скажите он его обрабатывал?

Задумайтесь.

Кремнием он по нему стучал, или каменным (бронзовым) топориком по нему постукивал?

Да потом еще и отполировал его до блеска напоследок,опять вопрос.Чем?

Очевидно, что это часть какого-то сложного приспособления назначение которого нам неизвестно.

Есть в собрании Московского Исторического музея и такой примечательный экспонат.

Фото автора.
Фото автора.

Он выложен на витрине рядом с каменными топорами.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

И опять странная "вещичка" слева,явно не вписывается в общее собрание представленных артефактов.

Во-первых, непонятно что это?

Явно не каменный топор.

Примечание:

Табличку с описанием я, к сожалению, не сфотографировал.

А во-вторых, зачем мастеру было утруждать себя вытачиванием каменного "бортика" по бокам своего изделия? Причем с такой ювелирной точностью.

Кстати, однажды в куче привезенного для строительства речного щебня я также обнаружил непонятный обломок кварцита (тоже весьма прочный материал) с заметными следами машинной обработки или прессовки.

Об этом можно прочитать в статье "Небольшой доисторический артефакт обнаруженный в Подмосковье. Невероятно, но факт."

Примечательно, но иногда некоторые доисторические окаменелости действительно напоминают привычные нам современные бытовые предметы.

К примеру, вот эта была найдена на берегу Подмосковной Оки совсем недавно.

Ну чем вам не отпечаток стального болта в кремниевой породе?

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Даже "резьба" имеется.

А на деле это всего лишь отпечаток стебля морской лилии Каменноугольного периода Палеозойской эры.

А на этом сегодня все!

Благодарю всех читателей и подписчиков канала за регулярное прочтение постов.

За ваши позитивные отзывы и лайки.

И надеюсь услышать ваши предположения,что же это могло быть и чем создавалось?

Тут реально есть над чем задуматься и над чем поразмышлять.

С уважением, ваш Алекс Путешественник!

# музеи Москвы

# исторический музей

# интересные находки

# непонятные артефакты

# размышления