Найти тему
Nadin Agapova

Стать чемпионом и остаться здоровым: советы спортивного психолога

В предыдущем интервью мы говорили о любительском хоккее. Этот разговор заставил меня задуматься, почему некоторые дети бросают спорт? В этом вопросе мне помогла разобраться Людмила Горлова, клинический спортивный психолог. Люда не только дипломированный специалист, но и мама двоих спортсменов, в спортивной карьере которых тоже случались кризисы. Поговорили о том, как помочь юному спортсмену справиться с неудачей, когда у ребенка появляется внутренняя мотивация, а когда нужен «волшебный пендель».

Людмила Горлова - клинический спортивный психолог, бизнес-тренер
Людмила Горлова - клинический спортивный психолог, бизнес-тренер

- Люда, почему спортивная психология? Расскажи, пожалуйста, как ты к этому пришла?

- Началось все как раз с хоккея. Мой папа и брат играли в хоккей. Папа был КМС и член сборной по хоккею РСФСР, позже играл как любитель в Ночной лиге. В семье всегда был спорт. Старший сын в раннем детстве попробовал хоккей. Дочь начала заниматься фигурным катанием, когда ей не было и трех лет. В какой-то момент я осознала, что мать спортсмена себе не принадлежит. Как-то слушала интервью мамы Евгения Плющенко, так как она везде его сопровождала, то работать как обычные люди не могла. И она устраивалась в том месте, где катался сын на любую работу. Меня это сильно зацепило, я решила, что уборщицей быть не хочу. Стала думать, кем могу работать, находясь рядом с детьми-спортсменами, но при этом еще реализуя себя. На тот момент у меня уже было два высших образования и опыт работы в коммерческой и банковской сферах.

Тренер мне рассказала о профессии спортивный психолог. И в 34 года я поступила на клинического психолога. Для того, чтобы получить новую полноценную профессию училась шесть лет очно. Сейчас я решаю такие вопросы, с которыми простой коуч не способен справиться. Например, ситуации, кода спорт вызывает расстройства психики, эмоциональное выгорание, депрессию, суицидальные попытки.

– В каких случаях спортсмены обращаются к психологу?

– Чаще всего обращаются, когда в соревнованиях что-то не получается. Не просто во время подготовки, а когда на тренировках все хорошо, но на соревнованиях спортсмен не может показать результат. В каких-то случаях необходима «скорая помощь». А бывают ситуации, где просто нужен «волшебный пендель».

– То есть ребенок не выиграл соревнования, это его сильно расстраивает, и он с родителями идет за помощью к психологу?

– Да, в зависимости от вида спорта есть разные критерии. В фигурном катании, например, очень важна техника: выходить на прыжок надо с определенного ребра лезвия, либо с зубца. Это влияет на оценку. Плюс падения, травмоопасность – все это может вызвать сильные эмоциональные переживания, с которыми ребенок не справляется на соревнованиях. И самое важное из-за постоянного стресса у детей появляется психосоматика, они начинают болеть.

Людмила проводит совместное занятие для фигуристов и единоборцев в БК "Аркуда"
Людмила проводит совместное занятие для фигуристов и единоборцев в БК "Аркуда"

– С детьми какого возраста ты работаешь?

– Для начала давай сразу обозначим, что есть спорт, а есть физкультура и фитнес. Мы говорим именно о спорте, он предполагает соревнования. С теми, кто просто занимается физической активностью, совершенно другая работа. У них нет необходимости выступать на результат, который оценивают по критериям. Я, в принципе, со всеми работаю, начиная от 6 лет. Малыши приходят, потому что у них ранняя специализация – это гимнасты, фигуристы. Те, у кого поздняя специализация, например, единоборства – приходят уже после 12 лет. На соревнованиях что-то не получилось... Появляется страх. Чаще всего это запросы от родителей. Но и тренеры обращаются индивидуально по проблемам взаимоотношений со спортсменами или родителями.

- В спортшколах сейчас есть такие ставки, штатный психолог, который работает с командой или спортсменом индивидуально?

- Меня приглашали, но у них была ставка педагог-психолог. А у меня клиническое образование, я – медицинский психолог. И методы работы у меня другие. Я в первую очередь психолог, а не педагог. Сейчас работаю с детьми, у меня свой кабинет, также провожу онлайн консультации.

- Какая самая распространенная проблема? Что мешает юным спортсменам идеально выступить на соревнованиях?

- Основная проблема — это родители, как бы это странно не звучало. И чаще всего спортсмены бросают спорт из-за родителей. Родители, сильно погружаясь в спортивную деятельность ребенка, не дают ему возможность научиться делать правильные ошибки. Есть такое понятие в психологии – умные ошибки.

- На которых учатся, то есть это опыт?

- Да, и этот опыт необходимо проанализировать, чтобы он стал полезным. Родители чаще всего дают неправильные советы, навязывают свое мнение. Вмешиваясь в коммуникацию между тренером и ребенком, они переходят грань, где ребенку важно слушать тренера и не отвлекаться на родителя. В итоге что происходит на соревнованиях – родители сели на трибуны и кричат каждый своему ребенку, что делать.

- Это они из лучших побуждений, чтобы помочь!

- Часто встречаю родительский сверхконтроль и гиперопеку. Как-то пришел папа с сыном. Мальчик дошкольного возраста занимался единоборствами (контактные бои). Отец видел в нем чемпиона и не допускал других вариантов спорта. А у мальчика вообще никакого запроса не было. Во время работы с ним выясняю, что он хочет играть в футбол. Когда я об этом рассказала папе, он стал отрицать. Папа в работу не пошел, поэтому я их больше не видела.

- Ты работаешь только со спортсменом или с его родителями тоже?

- Со всеми работаю. Все зависит от возраста. Если совсем маленький, необходимо чтобы родитель был рядом. Если уже смышленый, то уточняю, знает ли тренер, что ты ко мне ходишь. Могу выходить на тренеров, наблюдать, как проходит тренировка. Потому что есть восприятие человека, а есть объективная реальность, как это все выглядит. Иногда могу комментарий тренера спросить. Тренеры, к сожалению, не все идут на контакт. Кто-то считает, что у них все в порядке. Честно скажу, бывают и такие, что я рекомендую менять тренера. Мы знакомимся, и я понимаю, он не готов над собой работать. Все дети разные, а он хочет, чтобы они все одинаково себя вели. Если он не хочет видеть в ребенке индивидуальность, тогда, к сожалению, это не ваш тренер. Но всегда есть нюансы.

Индивидуальная консультация
Индивидуальная консультация

- Как помочь ребенку в 3-5 лет выбрать спорт?

- Чтобы выбрать спорт, надо сперва походить на соревнования вместе с родителем, посмотреть, кто чем занимается, как это выглядит. Сформировать образ. Желательно поискать тренера. Чтобы все-таки идти к человеку, который увлечен развитием. А дальше, когда ребенок входит в спорт, нужно дождаться первых испытаний. Потому что идет адаптация психики. И минимум через месяц-три начинается сопротивление. И тут важно ребенка поддержать. Бывает так, что есть способности у ребенка, в какой-то момент надо просто проявить трудолюбие. Если ребенок маленький, терпеть еще не может, силы воли еще нет, там работает внешняя мотивация, поддержка. Именно родитель мотивирует его на разные подвиги. Важно говорить малышу - я буду сидеть возле спортзала, буду ждать тебя. Сказать, что он в любой момент может уйти с тренировки, но объяснить – если уйдешь, ты не сможешь понять, на что ты способен.

- Но чаще всего родители ведут детей либо в тот спорт, которым занимались сами, либо туда, где удобно, возле дома, например. А какой-то неизвестный вид спорта не рассматривают.

- Это даже лучше, если родитель ничего не знает и не разбирается в тонкостях того вида спорта, которым занимается ребенок. Потому что он не будет вмешиваться и будет воспринимать этот спорт только с точки зрения ребенка.

- Если ребенку что-то не нравится на тренировках, родитель должен поддержать?

- Родитель – это опора ребенка. Если родитель становится на одну сторону вместе с тренером и начинает его ругать, то у ребенка будет психологическая травма. Потому что от него требуют много, а у него нет выбора. В конце концов он может сделать, но у него не будет мотивации на успех. В дальнейшем может начать бунтовать. Тут очень важно, какой возраст. Подросток может начать проявлять себя и делать все наоборот. Либо самый негативный вариант – будет уходить в болезнь.

Крытый футбольный манеж "Урал", детский турнир по мини-футболу
Крытый футбольный манеж "Урал", детский турнир по мини-футболу

- Если ребенок пробует разные виды спорта, родители вкладываются, покупают форму, оборудование… А юный спортсмен бросает тренировки. Все равно поддерживать ребенка, чтобы ему не навредить?

- Все зависит от возраста. К 10-12 годам должна сформироваться внутренняя мотивация – я занимаюсь спортом, потому что… Спортсмен должен понимать, зачем это ему. Не потому что мама с папой привели, а потому что у него развитие, ему интересно. В какой-то период это могут быть просто друзья – ребенку интересно в коллективе. А еще важно понять, в какой момент он хочет уйти. Если он встречается с препятствием и начинает от трудности сбегать, в этот момент хочет бросить, то это одно. Преодоление этого препятствия может быть для него ростом.

Бывает механизм избегания – у меня, наверное, не получится поэтому я даже не буду пробовать. Но если ставится цель – мы с тобой три месяца ходим, после этого делаем анализ. То есть вы заранее определились. Первые соревнования, либо тестирование. Смотрим, что получилось, а что нет, как проявились способности. И если действительно не интересно было, ничто не привлекло, то тогда зачем тратить время. Хотя до 10 лет мы не можем вообще делать такой оценки. Бывает тренер, либо руководство спортшколы требуют – сделайте отсев сразу. Никто не может 100% гарантировать, что вот этот ребенок будет успешен в этом спорте либо наоборот. К примеру, есть способности, но нет трудолюбия. Или трудолюбие сформировалось, но нет достаточной мотивации. А есть дети, у которых нет способностей, но они такие трудяжки, что превзойдут тех, у кого лучше природные данные. Поэтому основная специализация чаще всего в 10 лет или старше, в зависимости от вида спорта.

- Люда, но ведь бывает такое, что у ребенка просто пропадает желание и мотивация. И с чем это связано непонятно.

- Есть такая особенность личности – ее называют искатель. Таким людям удобно работать с разными стартапами: сделал проект, отдал его, новое начал. И когда это понимаешь, можно карьеру просто по-другому строить. Я все равно рекомендую не бросать ребенка, а как минимум поговорить: зачем ты ходил, что интересного было, а что не понравилось. А потом важно дать ему немного «поскучать» для того, чтобы понять, а что в принципе он хочет.

- То есть дать ему паузу, чтобы он ничем не занимался?

- Да, как раз делая паузу, ребенок познает себя. Задумается, каким он хочет себя видеть, будет ориентироваться на другие виды спорта. В зависимости от того, какой тип личности у ребенка и какой вид спорта он выбирает, мы используем разные инструменты мотивации. Где-то «волшебный пендель» дает возможность высоко лететь, а где-то ранимость нельзя допускать. Основной кризис встречается в 8-9 лет, когда мотивация должна переходить на внутреннюю. Потому что до этого возраста чаще всего мотивируют родители. А когда ребенок понимает, что у него нет ни детства, ни свободного времени, шлет все нафиг: «Я больше не хочу заниматься!» и начитает саботировать.

- Дети бросают спорт, а потом возвращаются к нему снова уже во взрослом возрасте. Почему такое происходит?

- Причины бывают разные. Начиная от травмы и заканчивая жизненными обстоятельствами. Чаще всего взрослый человек просто занимается тем спортом, который ему хорошо знаком с детства. Но также есть в психологии понятие - эффект незаконченного действия, незавершенный гештальт. Спортсмен может осознанно вернуться в спорт, чтобы закончить карьеру. Если в детстве спорт был брошен, этот вопрос может долго беспокоить. То, что для нашей памяти не закончено, высасывает из нас энергию.

- То есть, если в детстве ты хочешь уйти из какого-то спорта его надо не бросать, а экологично уйти из него?

- Да.

- Есть разница в том, как ты ушел?

- Нет, разница в том, как ты пришел к пониманию, что тебе это не надо. Либо тебе это надо было, но травму получил. Это уже кризисная психология. Как например, с работы уволили по каким-то обстоятельствам и человек ничего не может сделать. Если мы про спорт говорим, тут примерно такое же состояние. Чем больше вкладывался человек, тем сильнее могут быть переживания.

- А какие рекомендации есть родителям, если они видят, что ребенку нужна поддержка, когда он балансирует уйти из спорта или нет. Как поддержать его?

- Постараться принимать любые эмоции ребенка, давать возможность выговариваться. Чтобы оставался доверительный контакт. Если маленький ребенок, можно замотивировать подарком, если постарше найти цель – для чего ты туда ходишь. Сориентироваться на какой-то период или мероприятие, пройдя которое он сам оценит, как у него получается.

- А какой совет спортсмену, если соревнования прошли неуспешно? Чтобы не бросил спорт опять же…

- Если это командный вид спорта, нельзя брать всю ответственность на себя за то, какой результат получила команда. Посмотрите его участие, может кривой пас передал, либо сыгранности не было. Обсуждайте нюансы, есть ли у детей коммуникация между собой в команде. Бывает так, что в команде каждый сам по себе и хочет проявиться, разные амбиции могут быть. Соответственно и результаты такие.

- Это же умение работать с неудачей?

- Особенно если ребенку нравится тренироваться, но он не любит соревнования. Тогда мы разбираем, для чего нужны соревнования? Зачем он занимается спортом и тратит время?

С моей стороны идет работа – научить спортсмена справляться с неудачами. Как их использовать. Можно посмотреть на опыт известного спортсмена, который является авторитетом для ребенка. И мы разбираем не только то, как он добился успеха, но и то как он справлялся с неудачами. Потому что золотая медаль одна, а тех, кто ее хотел получить намного больше.

Людмила с дочерью Миланой. Мила - действующий чемпион округа, член сборной ХМАО-Югры
Людмила с дочерью Миланой. Мила - действующий чемпион округа, член сборной ХМАО-Югры

- Расскажи, пожалуйста, как твои дети-спортсмены справляются с неудачами?

- У дочери этот кризис был очень яркий. Однажды она убрала все, что напоминало ей о спорте – медали, грамоты, и коньки тоже. «Я больше не пойду на тренировки. Никогда!» – сказала она. А мы только приехали со сложных сборов. Шок был и у меня, и у тренера. Так как я не могу с ней поработать, я обратилась к коллегам. Мы выяснили, что с ней происходит. Причина была в том, что она не могла сделать очень сложный элемент. А он является переходящим для всех фигуристов, как только он получится, все остальное идет легко. Она говорила: «Я поняла, что это не мое, я больше не выйду на лед, я приняла решение!»

- Сколько ей было лет?

- Где-то 9 лет. Это у нее совпало с кризисом подростка. Я дала ей побунтарничать. А потом был серьезный разговор, о том, что именно ей самой нужно принять решение. У нас был разговор и с тренером – поддержка и лишний пряник тоже иногда нужен. Ей дали неделю, чтобы она отдохнула, перезагрузилась и приняла решение. Потом мы купили новые коньки, и все пошло по-другому. Она как будто получила вдохновение, открылось второе дыхание, и оказалось, что это ее спорт.

Теперь в сложных ситуациях, ориентируемся на ее цель. Мы как родители можем только поддерживать и давать ей возможности для достижения этих целей.

21 января 2024 год