Слава Моисея Гольдштейна не закончилась его смертью 20 июня 1918 года. Уже в августе того же года имя Володарского вошло в список революционных деятелей, которым Народный комиссариат по просвещению предписал установить монументы в Москве и других городах РСФСР (1).
История революции чествовала своего «мученика». Памятниками в том числе.
В Ленинграде было установлено целых три:
- в конце 1918 года на месте гибели политика была возведена бетонная стела по проекту Л. Руднева (архитектора, который через несколько десятилетий спроектировал здание МГУ на Воробьевых горах) — ее разобрали в 1925 году;
- в 1919 году на бульваре Профсоюзов (бывшем Конногвардейском) торжественно открывали памятник Володарскому по проекту скульптора М. Блоха — гипсовая скульптура в 1921 году была взорвана эсером;
- в 1925 году вместо скромной мемориальной стелы в Володарском районе Ленинграда был установлен монумент, достойный комиссара, погибшего за дело революции.
О последнем памятнике, сохранившемся до наших дней, и пойдет речь в нашей статье.
Площадка вокруг монумента, установленного в 1918 году на месте убийства Володарского, стала местом для районных митингов и праздников.
Со временем стало понятно, что памятник расположен не слишком удачно для массовых собраний, да и сам он, хоть и «символ глубокой, трагической скорби» (2), «ничем не напоминал человека, в память которого был поставлен» (3).
В 1923 году был утвержден к исполнению проект, созданный Матвеем Генриховичем Манизером. «Памятник этот должен был быть поставлен почти на пустынном берегу Невы, близ того места, где 20 июня 1918 года был убит Володарский» (4). 21 июня 1925 года монумент был торжественно открыт.
Биографическая справка:
Матвей Генрихович Манизер родился в 1891 году в семье живописца Генриха Матвеевича Манизера, преподавателя Училища технического рисования барона Штиглица.
В 1914 году окончил математический факультет Петербургского университета, параллельно обучался ваянию в классах ведущих скульпторов эпохи — В. Беклемишева, Г. Залемана, М. Чижова. В 1919 году обучался в консерватории по классу виолончели.
С 1921 по 1929 годы преподавал в Академии художеств. Первым монументом в карьере Манизера стал памятник Володарскому, который он исполнил совместно со своей женой Л. В. Блезе-Манизер. Принимал участие в конкурсе на памятник В. И. Ленину перед Финляндским вокзалом, но его проект не был утвержден жюри. В дальнейшем М. Г. Манизер исполнил целый ряд монументов: памятник жертвам 9 января 1905 года (1931), памятник В. И. Чапаеву в Куйбышеве (1932), памятники С. М. Кирову в Кировограде, Кировске и Пушкине (1936), памятник В. В. Куйбышеву в Куйбышеве (1937), памятник И. П. Павлову в Рязани (1949), памятники В. И. Ленину в Ульяновске (1940), Курске (1956), Рязани (1957) и в других городах Советского Союза. Также скульптор принимал участие в скульптурном оформлении библиотеки им. В. И. Ленина, МГУ, станций Московского метрополитена: «Площадь Революции» (1937–1939) и «Измайловская» (1944). Список монументальных и монументально-декоративных работ Манизера можно продолжать, так как его творческое наследие очень велико. Он неустанно трудился и преподавал — в 1930–40-е годы работал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, в 1950–60-х годах руководил мастерской в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.
Умер прославленный скульптор в 1966 году в Москве.
Успех и популярность Манизера в советскую эпоху объясняется не только его продуктивностью, но и приверженностью академическому, реалистическому искусству, умении сочетать документальную точность портретного изображения с обобщенным психологическим образом.
Художественное решение
Скульптор представил оратора в полный рост, в динамичном ракурсе с высоко поднятой правой рукой. Володарский одет в костюм-тройку и длинное распахнутое пальто, спадающее с одного плеча подобно античной драпировке. Фигура обращена к Неве, установлена на высоком гранитном постаменте.
Матвей Генрихович Манизер в своей беседе с корреспондентом «Красной газеты» говорил, что изобразил Володарского как «неутомимого и вечного агитатора, непрестанно разжигающего пламя революционной борьбы» (5). Скульптор поставил задачу раскрыть образ героя революции в непосредственной связи с эпохой. Для этого Володарский был «одет» в современную одежду. Это кажется логичным и закономерным, однако впоследствии Манизер вспоминал, что решение «было своего рода новаторским, и немало упреков мне пришлось выслушать за пиджак и пальто с пуговицами» (6).
Современная одежда в памятнике работает не только на содержание, но и на форму — она удачно раскрывает пластическое решение фигуры и создает художественный образ энергичного политика, который «заканчивает одну из своих горячих речей, он уже надел на одну руку пальто, чтобы отправиться на следующий митинг, чтобы опять и опять разжигать пламя социальной революции» (7).
В 1920-е годы на художественной сцене было два противоборствующих фланга — идеологическую борьбу вели представители реалистического искусства и художники разнообразных авангардных направлений. Матвей Генрихович Манизер с самого начала творческого пути проявил себя как приверженец академической традиции. Реализм не был для него способом достижения коммерческого успеха и славы, а прежде всего был органичен его педантичной и внимательной натуре (можно вспомнить математическое и музыкальное образование скульптора). В памятнике Володарскому автор использовал отсылки к классической скульптуре — в традиции было принято изображать императоров, полководцев и политиков с воздетой вверх рукой. «Трибуна дней восстания» скульптор без сомнений ставит в один с ними ряд. «Володарский призывает и как бы указывает на то светлое будущее, ради которого он отдал свою молодую жизнь» (8).
Над художественными поисками скульптору помогала его жена — Лина Валериановна Блезе-Манизер (1891—1924). Ученица М. Манизера и С. Волнухина только начинала свой творческий путь. Работа над памятником Володарскому стала для Лины Валериановны важной и… последней. Именно ей принадлежит авторство портрета революционера. В музее Российской академии художеств хранится гипсовый бюст, исполненный в 1923 году. Весной 1924 года она умерла, родив дочь (9).
Окончательный вариант статуи высотой 3 м 60 см был установлен на четырехметровом постаменте c невысоким ступенчатым основанием, спроектированным архитектором В. Витманом. На лицевой стороне надпись бронзовыми буквами: «ВОЛОДАРСКИЙ».
Реализация
В 1923 году Володарский райсовет собрал комиссию по сооружению памятника Володарскому, которую возглавил председатель исполкома Давид Трилиссер. В обширной документации видно, как сложно шел процесс: материалы и деньги собирали буквально «с миру по нитке». Комиссия направляла списки требуемых материалов по разным организациям: например, ткацкие фабрики «Пролетарий» и «Рабочий» в 1923 году предоставили:
«1) досок разных 10 шт.; 2) гвоздей 2 пуда; 3) проволоки из-под кип. хлопка 5 пуд.; 4) дров 2 куба; 5) каменного угля 50 пуд.; 6) стеарина 5 фунт.; 7) керосина 10 фунт.; 8) цементу 10 пуд.; 9) бутовой плиты 1 куб» (10).
Свой вклад внесли также фабрика «Красный ткач», Невский судостроительный и механический завод им. В. И. Ленина, Обуховский сталелитейный завод. Некоторые из них предлагали финансовую поддержу, а Пролетарский завод — рабочую силу и «провести компанию среди рабочих Пролетарского завода за отчисление в пользу постройки памятника тов. Володарскому; в зависимости от успеха агитационной компании успех будет гарантирован» (11). После Гражданской войны производства медленно выходили из кризиса, поэтому не все могли позволить себе подобную благотворительность.
В дальнейшем список спонсоров расширился. На счет поступали взносы от кооперативов, от рабочих и правлений разных предприятий. 9 сентября 1923 года в саду «Спартак» показывали постановку «Стенька Разин», сбор с которой поступил в кассу сооружения памятника (12). Через петроградские газеты объявлялись также добровольные сборы. Финансовый вопрос стоял остро вплоть до открытия.
Сложности были не только денежные. Например, было непросто найти подходящий материал для пьедестала. Тут пригодились снесенные недавно памятники предыдущей эпохи. Академия художеств занималась работами по «разбурке, развалке и разкалывании двух пьедесталов старых памятников, находящихся ныне на наб. Рошаля против бывш. Адмиралтейства» (13). В документах упоминается, что постаменты принадлежали памятникам Петру I. На набережной Рошаля (бывшей Адмиралтейской) было два памятника первому императору: «Петр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году» и «Царь-плотник» (1909 г. и 1910 г., скульптор А. Бернштам, архитектор А. И. фон Гоген). В 1918 году обе статуи были демонтированы, а в 1923 году постаменты были разобраны и отправлены в Володарский район.
Подготовительные этапы создания самой скульптуры М. Г. Манизер и Л. В. Блезе-Манизер осуществляли в Академии художеств. Перед ними стояла очень ответственная задача — создать первый советский бронзовый монумент. С 1918 года в СССР активно реализовывался план «монументальной пропаганды»: в городах устанавливались памятники деятелям революции, культуры и науки. Практически все монументы были сделаны из ненадежных материалов (прежде всего из гипса), поэтому не сохранились до наших дней. Памятник Володарскому должен был остаться навсегда.
В 1923 году предполагалось, что отливку фигуры из бронзы будет делать Обуховский завод «силами самого завода» (14). В январе 1925 года завод «Большевик» уже написал, что «необходимые запасы меди для производственных работ имеются», однако «имейте в виду, что на бесплатный отпуск материалов хозорганы вряд ли согласятся» (15). В связи в этим заказ на отливку памятника по гипсовой модели хотели передать заводу «Красный Выборжец». Завод выставил смету на 13500 рублей, в то время как Академия художеств пообещала сделать то же самое за 9850 рублей (16). Ввиду финансовой стесненности комиссия выбрала Академию художеств в качестве исполнителя. Через неделю «Красный Выборжец» прислал председателю комиссии письмо с предложением отлить «из лучшей монументальной бронзы, с художественной отделкою и патинировкою, статую трибуна Революции тов. Володарского» (17) за те же 9850 рублей, поэтому с заводом был заключен договор 3 февраля 1925 года. Несмотря на все сложности, 13 мая бронзовый Володарский был готов (18), а 18 июня установлен на пьедестале и накрыт покрывалом (19).
Открытие
«Сегодня здесь — пульс общественной жизни Ленинграда» (20) — писала «Новая вечерняя газета» 21 июня 1925 года.
21 июня в 12 часов дня на проспекте села Володарского состоялось торжественное открытие монумента. Мероприятие проходило по организованному плану и маршруту. В шествии принимали участие делегации из Московско-Нарского, Выборгского, Василеостровского, Петроградского и Центрального районов, колонны фабрично-заводских организаций Володарского района, воинские части и экипаж миноносца «Володарский». К открытию собрали две сотни пионеров и несколько духовых оркестров (21).
Речи произносили Г. Зиновьев, П. Бубнов, П. Залуцкий и другие партийные деятели.
В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга хранится целая галерея фотографий, запечатлевших открытие памятника.
Сегодня монумент кажется нам привычным, но для той эпохи это событие стало исключительно важным: первый памятник рабочих окраин, первый бронзовый памятник в Советском Союзе, первая монументальная работа для Матвея Манизера…
Городской пейзаж значительно изменился со временем. В 1930-е годы рядом с памятником был воздвигнут мост, названный в честь нашего героя. По другую сторону моста — здание Володарского райсовета — памятник сталинской довоенной архитектуры. На рубеже 1950-60-х годов симметричные семиэтажные здания оформили съезд с Володарского моста на левый берег. В этом ансамбле памятник Володарскому немного теряется, но именно вокруг него и вырос знакомый нам Невский район.
Источники:
- Известия ВЦИК. № 163. 2 августа 1918. С. 3.
- Манизер М. Г. Скульптор о своей работе [Т. 1]. М., 1940. С. 35.
- Там же.
- Там же. С. 17.
- Красная газета. 19 июня 1925 г. С. 3.
- Манизер М. Г. Скульптор о своей работе. С. 36.
- Как создавался памятник (Беседа со скульптором проф. М. Г. Манизером) // Красная газета. 19 июня 1925 г. С. 3.
- Ермонская В. В. Матвей Генрихович Манизер. М., 1961. С. 22.
- Манизер М. Г. Скульптор о своей работе. С. 17.
- ЦГА СПб. Ф. 4305. Оп. 1. Д. 22. Переписка по вопросу о сооружении памятника тов. Володарского. Л. 4.
- Там же. Л. 9.
- Там же. Л. 118.
- Там же. Л. 46.
- Там же. Л. 86.
- ЦГА СПб. Ф. 2. Оп. 1. Д. 123. Отчет, акт и другие материалы по сооружению и приемке памятника тов. Володарскому. Л. 2.
- Там же. Л. 7.
- Там же. Л. 10.
- Там же. Л. 36.
- Красная газета. 19 июня 1925 г. С. 3.
- Открытие памятника т. Володарскому // Новая вечерняя газета. 21 июня 1925. С. 3.
- Торжественное открытие памятника тов. Володарскому // Красная газета. 21 июня 1925. С. 3.
***
Анна Чижова, экскурсовод музея "Невская застава"