Вот история, которая кажется мне довольно важной. Точнее, показательной.
Есть такая публицистка - Анастасия Миронова. Многие, наверное, знают, а кто не знает, тем повезло. Когда-то ее по неясным причинам держали в "Новой", но потом то ли выгнали, то ли она сама хлопнула дверью, в общем, развелись.
Так вот, несколько лет назад она написала роман "Мама!!!". Нормальный такой средний роман - свинцовые мерзости тюменской жизни начала 90-х в ассортименте. Журнальная версия вышла в либеральнейшем "Знамени". Отдельное издание - у не менее либеральной Елены Шубиной. Были рецензии, обсуждения, но бестселлером книга не стала, премий не получила.
И вот теперь Миронова так объясняет свою позицию после начала СВО: "Одна из причин, почему я, не раздумывая, поддержала в это время свою страну, - преступление, которое было совершено либеральным истеблишментом против моей книги". То есть издали раз, издали два, облизывали-облизывали, да недооблизали.
Я к тому, что это очень мощный мотив на самом деле. Не единственный, конечно, но очень мощный. Просто мало кто способен так откровенно о своих чувствах написать. Но Миронова тем и хороша, что у нее все как на ладони.
А вообще таких обиженок сотни. Сидят они в каких-нибудь, прости господи, яндекс-дзенах и пишут, как их затирали Улицкая-Быков-Акунин. И в театре, разумеется, то же самое, и в кино, и в моде.
В общем, "есть две национальные культуры в каждой национальной культуре", как говорил классик. Спасибо Мироновой за то, что показала, по какому принципу проходит водораздел между ними.
Михаил ЭДЕЛЬШТЕЙН