«Рецепт любви» — новый фильм вьетнамского режиссера Чан Ань Хунга об уточенном французском вкусе, любви к еде и жизни. Картиной восхищаются критики по всему миру, а жюри Каннского кинофестиваля в 2023 году наградило «Рецепт любви» (Le Pot-au-feu de Dodin Bouffant, или «Рагу Додена Буффана») призом за лучшую режиссуру.
«Открытие нового блюда способно принести человечеству больше удовольствия, чем открытие новой звезды», — говорит главный герой фильма Доден (Бенуа Мажимель), гурман и одаренный кулинар.
Эту фразу хочется напечатать на плакате и разместить где-то среди всеобщего хаоса: войн, отупляющего поиска «своих» и «чужих», устрашающе быстрого развития технологий и зашкаливающего количества людей с депрессией.
Действие фильма происходит в конце XIX века, в идиллической французской деревне. Большую часть времени мы видим Додена в его живописном доме, главное место в котором занимает кухня. Здесь он вместе со своей кухаркой Эжени (Жюльетт Бинош) творят искусство. Стол превращается в натюрморт, уставленный корнеплодами, салатами, овощами, дичью и морепродуктами. На плите варятся раки и редкие соусы, в духовке погруженная в молоко томится камбала, в чашке взбивается меренга для «норвежского омлета» — искусного десерта, играющего на контрастах: горячее тесто укрывает внутри мороженое.
Из шуршания фартука, шипения масла, звона сковороды, постукивания деревянной ложки один за другим рождаются прекрасные блюда, в этом завораживающем шуме нам открываются чувства Эжени и Додена — они любят друг друга. Актерам удалось показать это уже с первых секунд фильма через едва уловимые взгляды, касания, но главное — через страсть к еде.
Кажется, если бы из фильма пропали все и так немногочисленные диалоги, он бы все равно остался произведением искусства. Здесь сила визуального раскрывается во всей своей полноте.
Еда в фильме Чан Ань Хунга становится языком, на котором говорят его герои. Здесь грушу в белом вине можно сравнить с «Олимпией» Эдуарда Мане, а беспорядок на кухне мог бы превратиться в один из его натюрмортов. Смотря «Рецепт любви», действительно начинаешь интуитивно вспоминать импрессионистов — художников, увидевших, что жизнь состоит из мгновений, отдельных штрихов, складывающихся в прекрасную картину.
Чувственному миру этого фильма претит все масштабное, громоздкое и чрезвычайное. Все, что противоречит жизни. Все громкие заявления делаются в обеденном меню, а соперник побеждается силой вкуса приготовленного блюда. Еда — это естественно. Чан Ань Хунг напоминает: мы люди, и нам просто хочется насладиться трапезой за одним общим столом.