Северные и «другие.
Мы уже писали о том, что такое ездовой спорт, и с чем его едят в России и в мире. А теперь пришло время рассказать, а кто же именно «ест»…
Заниматься любительским ездовым спортом может любая собака с развитым желанием тянуть. С повышением спортивного уровня растут и требования к собакам. Девиз «быстрее, выше, сильнее» сейчас стал также актуален в ездовом спорте высокого уровня, как и в профессиональном аджилити, фрисби или сложных нормативных дисциплинах.
Таким образом, в ездовом спорте мы имеем огромное разнообразие участвующих собак, но поговорить сегодня хочется о собаках, которых разводят именно для профессионального занятия ездовым спортом на короткие дистанции, о собаках для спринта. В ездовом спорте есть зачет по абсолютной скорости — неважно, на какой собаке выиграл спортсмен, и зачет по скорости среди северных пород собак. Какие же собаки наиболее часто используются для этого спорта?
Северные ездовые породы
Начнем с классических северных ездовых пород. У чистопородных северных ездовых собак (СЕС) существуют свои гонки и своя классификация. Для них проводится чистопородный чемпионат мира, чемпионат Европы и чемпионат России (в системе FCI-РКФ). На гонках РКФ северные ездовые имеют шанс получить рабочие сертификаты, которые позволят им далее выставляться в рабочем классе на выставках. Северные ездовые собаки имеют классификацию пород, делящую их на две скоростные категории: первую и вторую.
К первой скоростной категории относятся собаки породы сибирский хаски. Но и тут не все так просто, ведь и хаски бывают разные, не только «черные, белые, красные», в породе есть типы, совершенно отличающиеся друг от друга как внешне, так и по характеру. Ведь кроме привычных, завсегдатаям выставок и жителям городов сибирских, хаски шоу-разведения, (да, да, тех самых красивых ч-б-г-г гордецов, которых мы представляем, при упоминании названия породы «сибирский хаски») на соревнованиях можно увидеть сибирских хаски спортивного рабочего разведения. Они высоконогие, легкие, прыгучие, быстрые, и могут быть самых разнообразных окрасов (кстати, учтенных стандартом породы), это — самые настоящие генетически чистые сибирские хаски. Однако, при взгляде на них многие не сразу определят породу. Как же так вышло?
Дело в том, что вопреки расхожему мнению сибирский хаски по происхождению не отечественная порода, а американская. Это потомки различных северных собак, в том числе и вывезенных из Сибири, которые помогали людям выживать на американском севере во времена освоения данного региона. Спустя годы отбора и разведения сформировались линии достаточно быстрых, некрупных собак, способных перевозить небольшие грузы с достаточной скоростью.
В дальнейшем разведение этих собак разделилось.
Для выставочных линий стало важным привести собак в желаемый устойчиво передающийся шоу-тип, к внешности которого мы все так привыкли. Те, кому были важны рабочие качества, продолжили разводить собак исключительно исходя из их рабочих показателей, не обращая особого внимания на «красоту» и автоматически поддерживая ту анатомию, которая необходима собаке для хорошей работы на галопе, так как с развитием ездового спорта от собак стали требовать все больших скоростей и мотивации в работе.
Извечный спор обладателей красивых шоу-хаски и спортсменов с рабочими собаками о том, кто есть «настоящий» сибирский хаски неостановим, однако правда в том, что это все породистые сибирские хаски, во всем своем прекрасном разнообразии, и изменяющиеся внешне исключительно благодаря отбору по конкретным характеристикам.
Во вторую скоростную категорию чистопородного ездового спорта вошли все остальные породы северных ездовых собак: аляскинские маламуты, самоеды, якутские и чукотские собаки, гренландские собаки.
Почему хаски в первой скоростной категории, а остальные во второй? Потому что считается, что хаски — самые скоростные из всех пород СЕС, поэтому их неэтично сравнивать с прочими, более крупными и медленными породами.
Кто такие аляскинские маламуты? Эта порода сформировалась в суровых условиях Аляски путем смешивания местных индейских и эскимосских собак с завезенными во время золотой лихорадки крупными собаками культурных пород.
Дело в том, что для доставки почты и грузов в отдаленные районы, а также для экспедиций потребовались крупные, мощные, выносливые неприхотливые собаки, способные долго (хоть и не быстро) тащить тяжелые грузы, на минимальном количестве пищи в максимально негативных природных условиях. Нужны были спокойные, уравновешенные тяжеловозы, и спустя время сформировалась популяция собак, сегодня известная как порода аляскинский маламут. Порода отличается своим упрямым нордическим темпераментом, внешней массивностью и высоким интеллектом, который, кстати, не всегда облегчает совместную работу. Как говорится: «горе от ума».
Отдельное внимание во второй скоростной категории нужно уделить такой удивительной породе, как гренландская собака. Это одна из немногих аборигенных пород, сохранившаяся в чистоте, неизменной, без прилитий крови других пород, благодаря раннему заселению в Гренландию, где поддерживалась и продолжает поддерживаться в генетической чистоте (на остров запрещен ввоз собак). Это относительно крупная, но быстрая собака с уникальным темпераментом, она не такая «брутальная», как маламут, но зато обладает недюжинной рабочей мотивацией и способна адаптироваться к различным вариантам эксплуатации от достаточно скоростного спринта до гонок на средние и длинные дистанции, и экспедиций с перевозкой тяжелых грузов. Гренландцы совершенно не похожи на другие породы северных ездовых собак, ведь они не подвергались метизации с другими породами. Это — потомки древних собак, самых первых представителей ездового направления, мигрировавшие вместе с эскимосами в Гренландию с востока Евразии по существовавшему тогда пути через североамериканский континент, и навека оставшиеся там, хранимые традициями народа. Их миновали реалии эпохи золотой лихорадки, которые заложили основу многих северных ездовых пород американского континента.
Самоедская собака. Сейчас самоеды заняли свою нишу в ездовом спорте, однако, эти белоснежные комки радости, так полюбившиеся зрителям, попали в ездовую компанию случайно. Дело в том, что в конце 19-го века первых представителей, тогда еще несуществующей породы, вывезли с оленеводческих стойбищ в Великобританию. Это были потомки ненецкой оленегонной пастушьей собаки, шпицеобразной аборигенной собаки, традиционно использовавшейся кочевыми оленеводами для пастьбы, и иногда для перевозки поклажи на волокушах. Вывезенные собаки не были чистого белого цвета, среди них были вывезены несколько рыжих, пятнистых и даже черных. Из них, путем отбора, была создана породная группа, которую все мы знаем сейчас, как самоедскую собаку.
Оленеводы Крайнего севера не использовали собак в упряжках, для этого имелась специальная порода ездовых оленей, и оленевод, едущий на собаках, воспринимался бы как местный анекдот. А ненецкие собаки среднего размера использовались для пастьбы оленей. Самоедской же собакой порода стала называться по собирательному имени кочевых оленеводческих племен — самое́ды, самоди́йцы — общее название коренных малочисленных народов России. В попытках объяснить европейцам, что это за порода, родилась легенда о том, что эти пушистые собачки использовались самоедами в качестве ездовых. Так наши белые друзья стали постоянными участниками ездовых соревнований. Однако самоеды никогда их не запрягали, зато этим занимались якуты, чьи якутские ездовые собаки несут в себе крови в том числе и ненецкой собаки-предка самоеда!
Вот так самоеды занялись ездовым спортом, но специалисты-кинологи помнят и о другом навыке этих собак, поэтому самоеды допущены к тестированию на пастуший инстинкт и могут участвовать в соревнованиях по пастьбе классическим стилем, где показывают потрясающие результаты. А в семье это — легкая в общении, приятная, легковоспитуемая собака. Душа семьи, дух дома и центр всеобщего притяжения. Вот такой многогранный герой наш милый пушистик.
Раз уж заговорили о якутах… Якутская собака (лайка). История этой породы была печальна. Якутские лайки использовались местными племенами в качестве ездовой собаки для транспортировки к месту охоты, для охоты и перевозки добычи, ну и для перемещения скарба с места на место, перевозки воды, дров. В начале 20-го века племена охотников и рыболовов подвергли насильственному отрыву от исторически сложившегося образа жизни, сгоняли в оленеводческие совхозы, переводили на оседлую работу. И поголовье прекрасных рабочих собак было полностью уничтожено. От великолепных и уникальных потомков ездовых и шпицеобразных собак остались только картинки и фотографии.
И так и закончилась бы их история, если бы не группа энтузиастов, которые спустя десятилетия, по тем самым «картинкам» кропотливо воссоздавали породу, смешивая местных беспородных собак, сохранивших гены тех самых якутских ездовых с другими северными породами.
Сейчас якутская ездовая собака заняла свое заслуженное место во второй скоростной категории чистопородного ездового спорта, каждый раз доказывая всем, что тяжелая работа по восстановлению утраченного наследия проводилась не зря. В итоге якуты оказались очень легкими в общении и содержании собаками, которые прекрасно живут со своими спортсменами в городских квартирах и дарят владельцам много тепла, вызывая восхищенные взгляды окружающих.
Другие
Но, не северными едиными жив ездовой спорт. Как было сказано выше, с развитием ездового спринта появилась необходимость в других собаках. Более скоростных на коротких дистанциях, более адаптированных к индивидуальной работе со спортсменом и к проживанию в условиях цивилизации. С развитием бесснежных дисциплин ездового спринта потребовались собаки, лучше переносящих работу в плюсовых температурах. С популяризацией ездового спорта и прихода в него спортивных людей с собаками различных пород появилась идея создать что-то новое, оптимально подходящее под современные запросы профессиональных спортсменов высочайшего уровня самоподготовки. И тут на сцену вышли они — восхитительные ласковые смешные и лопоухие ездовые метисы-спринтеры!
Как родилось это направление? Дело в том, что в лыжном спринте с собакой (скиджоринге) многие годы пальму первенства держали (что логично) спортсмены-лыжники из Норвегии. И северные ездовые породы не давали им возможности максимально раскрыть свой потенциал в лыжных дисциплинах. Тогда они решились на эксперимент — взяли линию спортивных курцхааров — ворстеров и решили добавить в них огня с помощью прилития кровей грейхаунда, для увеличения средней скорости. И эксперимент удался! Получился потрясающий «гибрид» пород, который с помощью соединения названий предков получил название грейстер (грейхаунд+ворстер).
Эти собаки стали потрясающими рабочими собаками для индивидуальных дисциплин ездового спорта. Крупными, длинноногими замотивированными на скоростной галоп и работу в шлейке. Грейстеры мгновенно обрели популярность у тех, кто сам готов работать наполную и, как и его собака, жить спортом и постоянными тренировками.
Норвежские метисы стали настолько популярны, что и спортсмены-упряжечники обратили на них внимание. И захотели улучшить в норвежцах их командные свойства для работы в упряжке. Для этого грейстерам прилили кровь аляскинских ездовых собак — помесей северных ездовых и легавых пород, созданных для гонок на средние дистанции. Аляски более мелкие, выносливые и заточены под коллективную работу в большой упряжке. Благодаря грамотному прилитию кровей и дальнейшему отбору в ездовом спорте сформировалась группа метисов под названием «евродог», европейский метис. Они хорошо подходят как для монодисциплин, так и для упряжки и, часто, но не всегда, от северных собак им в наследство достаются голубые глаза. И у этих собак огромное количество вариаций окрасов.
Особняком в спринтерских метисах стоят собаки, которые пришли из мид дисциплин (гонки на средние дистанции). Например, более крупные представители американских и западноевропейских мидеров. Высокопроцентные помеси аляскинских ездовых и грейхаунда, они отличаются от норвежцев тем, что у них четко читаются признаки борзых собак и мидеров: коротенькие ушки розочкой или конвертиком; часто голубые глаза; самые разные окрасы, в том числе белые, рыжие; средневысокий рост; длинная поясница; тонкая морда, говорящая о том, что борзая спряталась совсем недалеко.
Все эти типы собак также могут вязаться между собой, для обогащения генофонда и получения более выносливого потомства.
Ездовые метисы сильно отличаются по поведению и требованиям к содержанию от северных коллег, в них нет ни следа нордичности, они требуют себе море внимания, очень нежны и человекоориентированы. Как говорят спортсмены — ездовому метису всегда требуются особые условия. Платой за скорость, мотивацию, работу на износ и веселый нрав станет постоянный сложный контроль за питанием и здоровьем, отслеживание состояния суставов (ведь, в отличие от северных пород, тут не было многолетнего естественного отбора на их устойчивость), необходимость греть «лысое» тело между стартами и поддерживать сложную психику, чтобы милые чувствительные метисы сохранили позитивный настрой. Ну и вырастить, и прокормить такую здоровую «лошадь» не просто, у них очень быстрый обмен веществ, так что поддержание хорошей формы требует определенных затрат.
Вот такой разнообразный наш любимый ездовой спорт! В многообразии пород каждый найдет себе собаку по сердцу. Каждая из пород — целый мир. Каждая достойна любви и уважения. Но самое главное — в погоне за результатами сохранять человечность и любовь к нашим верным друзьям — собакам!
Наталья Садовникова, к.в.н.
Александра Телицына, кинолог
Фото: И.Галичанина, Н.Лагутина, Е.Митрофанова