Найти в Дзене
XX2 ВЕК

Редкие трёхмерные окаменелости показывают, что некоторые ранние деревья имели формы, совершенно непохожие на современные

В летописи найденных окаменелостей деревья, как правило, представлены только стволами. Листья обычно отсутствуют, а без них выяснить, как выглядели эти растения в целом или хотя бы их кроны, невозможно. И всё же, согласно публикации в журнале «Current Biology» от 2 февраля, учёные сумели осуществить трёхмерную реконструкцию удивительных и уникальных крон ископаемых деревьев Нью-Брансуика, Канада. «Поразительно, но у этого дерева с тонким коротким стволом были чрезвычайно длинные листья в чрезвычайно большом количестве», — говорит Роберт Гастальдо (Robert Gastaldo) из Колледжа Колби (Colby College) в Уотервилле, штат Мэн. Форма этих деревьев, чей возраст — 350 миллионов лет, объясняет учёный, несколько напоминает форму папоротника или пальмы, притом что пальмы появились только 300 миллионов лет спустя. Однако листья папоротников или пальм группируются на верхушке и их относительно немного. «Напротив, у санфордиакаулиса (Sanfordiacaulis) было более 250 листьев, которые отходили от ствола

В летописи найденных окаменелостей деревья, как правило, представлены только стволами. Листья обычно отсутствуют, а без них выяснить, как выглядели эти растения в целом или хотя бы их кроны, невозможно. И всё же, согласно публикации в журнале «Current Biology» от 2 февраля, учёные сумели осуществить трёхмерную реконструкцию удивительных и уникальных крон ископаемых деревьев Нью-Брансуика, Канада.

«Поразительно, но у этого дерева с тонким коротким стволом были чрезвычайно длинные листья в чрезвычайно большом количестве», — говорит Роберт Гастальдо (Robert Gastaldo) из Колледжа Колби (Colby College) в Уотервилле, штат Мэн.

Реконструкция Sanfordiacaulis densifolia. Длина: 1,75 м Поперечное сечение листа, применённое в программе «Blender». Изменение формы поперечного сечения
Реконструкция Sanfordiacaulis densifolia. Длина: 1,75 м Поперечное сечение листа, применённое в программе «Blender». Изменение формы поперечного сечения

Форма этих деревьев, чей возраст — 350 миллионов лет, объясняет учёный, несколько напоминает форму папоротника или пальмы, притом что пальмы появились только 300 миллионов лет спустя. Однако листья папоротников или пальм группируются на верхушке и их относительно немного.

«Напротив, у санфордиакаулиса (Sanfordiacaulis) было более 250 листьев, которые отходили от ствола во все стороны и простирались, судя по сохранившимся остаткам, на 1,75 метра, — говорит Гастальдо. — По нашим оценкам, длина листьев могла быть больше ещё, как минимум, на метр. Следовательно, этот «ёршик для бутылок» создавал вокруг неодревесневшего ствола диаметром всего 16 сантиметров (или 0,5 фута) густой полог из листвы диаметром по меньшей мере 5,5 метра (или 18 футов). Поразительно, если не сказать больше».

Данное исследование было проведено благодаря длительному международному сотрудничеству Колледжа Колби с Мэттью Стимсоном (Matthew Stimson) и Оливией Кинг (Olivia King) из Нью-брансуикского музея в Сент-Джоне и Университета Святой Марии (Saint Mary's University) в Галифаксе. Открытия, сделанные этой группой учёных, дают важную информацию об эволюции древовидных растений, то есть растений, которые в зрелом возрасте достигают высоты дерева, или, по меньшей мере, 15 футов. Кроме того, полученные в ходе исследования результаты напоминают нам о том, что в истории жизни на Земле были эпохи, когда многие деревья выглядели иначе, чем современные, а некоторые — даже так, будто явились в реальный мир из буйных фантазий Доктора Сьюза.

«Представление человека о деревьях зависит от того, в каком месте он живёт, и он представляет себе то, что ему знакомо, — говорит Гастальдо. — Описанное нами ископаемое растение — уникальная и странная форма растительности, возникшая тогда, когда эволюция проводила эксперименты по диверсификации лесных растений, и данная форма, по-видимому, оказалась недолговечной».

Окаменелости, о которых идёт речь, сохранились благодаря мощному землетрясению, которое погребло под слоем земли всё, что росло на берегу рифтового озера. Первый санфордиакаулис нашли около 7 лет назад в карьере, но это был всего лишь небольшой фрагмент. Прошло несколько лет, говорит Гастальдо, прежде чем поблизости от первой находки удалось отыскать ещё четыре образца этого же растения.

Карьер Сэнфорд, Нью-Брансуик, Канада.
Карьер Сэнфорд, Нью-Брансуик, Канада.

По словам учёных, один из образцов — тот, который с листьями, отходящими от верхушки ствола, — «абсолютно уникальный». Как отмечают исследователи, в летописи окаменелых деревьев, охватывающей более 400 миллионов лет, случаев обнаружения ствола, от которого всё ещё отходят листья кроны, очень мало.

«Любое ископаемое дерево с сохранившейся кроной — большая редкость в научной истории жизни, — говорит Гастальдо. — То, что листья кроны прикреплены к стволу, само по себе вызывает вопросы: что это за растение, как оно организовано, дошла ли эта форма до нашего времени или оказалась за рамками «нормальной» концепции дерева? Все эти вопросы и не только они побудили нас взяться за эту многолетнюю работу».

Турнейское дерево со спирально расположенными сложными листьями.
Турнейское дерево со спирально расположенными сложными листьями.

Исследователи сообщают, что необычная форма роста потребовалась санфордиакаулису, по-видимому, для того, чтобы улавливать как можно больше света и успешнее конкурировать с другими растениями. По мнению учёных, это дерево свидетельствует о существовании уже в раннем каменноугольном периоде под верхним пологом леса подлеска с невысокими деревьями. Следовательно, жизнь растений в данном периоде была более сложной, чем считалось. Это позволяет предположить, что Sanfordiacaulis жил в то время, когда растения «экспериментировали» с различными возможными формами, или архитектурами.

«Сейчас на суше не такие растения и животные, какие были в раньше, — подчёркивает Гастальдо. — Благодаря эволюционным механизмам, действовавшим в глубоком прошлом, появлялись новые организмы, которые успешно жили на протяжении долгого времени, но их формы, архитектуры роста и истории жизни подчинялись разным стратегиям. Редкие и необычные окаменелости, такие как это нью-брансуикское дерево, являются лишь одним из примеров организмов, чья колонизация нашей планеты оказалась неудачным экспериментом».

Перевод — Александр Горлов, «XX2 ВЕК». Источники.

Вам также может быть интересно: