Найти тему

Как женщины строят успешный бизнес с нуля

Оглавление

Одна девушка хотела делать подарки, а создала уникальный сервис. Другая не любила помидоры и из-за этого потеснила мужчин в нише агротехнологий. Историй, как женщины придумывали классные бизнес-идеи и воплощали без вложений, — море. Мы расскажем о двух из них.

Татьяна Зарецкая и её умные лампы для теплиц

История Татьяны — про то, как одна полушутливая идея в компании предприимчивых людей рождает принципиально новый бизнес.

-2

Татьяна Зарецкая. Фото с mavink.com

В 2017 году, когда девушка шла на диплом юриста, она решила поучаствовать в конкурсе STARTERtech в Белорусском государственном университете. А теперь управляет компанией по производству умных LED-ламп для ферм с годовым оборотом $3 млн.

Томатная фобия. На том конкурсе Татьяна искала команду с интересным проектом, чтобы присоединиться к ней, но её ничего не привлекло. Случайно она вспомнила о своей детской нелюбви к выращиванию помидоров и придумала новый проект.

Бабушка Татьяны сажала семена в стаканчики, которыми заставляла всю квартиру. Потом нужно было перевозить рассаду в теплицу и там постоянно ухаживать за овощами. С тех пор девушка невзлюбила заниматься огородом. Поэтому на STARTERtech предложила одной команде идею: умное освещение теплиц, чтобы выращивать овощи везде и с минимальными энергозатратами.

Победа и стартап. Главным призом конкурса была поездка в Кремниевую долину, чтобы реализовать свою идею. В 2018 году награда досталась именно Татьяне и её команде. В США они довели всё до ума, создали первые лампы и программное обеспечение на базе искусственного интеллекта.

Позже Татьяна перепоступила в Таллинский технический университет и открыла компанию Laava Tech. Поначалу технологию испытывали у знакомых фермеров, теперь ею пользуются больше 50 агрокомпаний.

Технология. Через приложение в смартфоне можно удалённо контролировать настройки освещения: спектр или интенсивность светодиодов. Это сокращает энергопотребление до 75% и повышает урожайность до 20%. Блок управления, ПО и сами лампы — собственная разработка компании.

Экология и Forbes. Главные ценности технологии — урожай можно выращивать в любой точке мира, а затраты на электроэнергию и вред экологии сокращаются. Сама же Татьяна, помимо успешного бизнеса, получила премию Forbes «30 до 30», которую вручают самым талантливым молодым предпринимателям.

«Быть женщиной в агроиндустрии тяжело: я единственная девушка среди владельцев такого бизнеса. Первые полтора года я постоянно получала едкие комментарии. Сначала расстраивалась, но потом научилась выстраивать границы. Ещё это помогает привлекать клиентов. Так как девушек в индустрии мало, это делает меня запоминающейся».

Татьяна ни разу не брала кредит на бизнес. Капитал компании образовался из конкурсных грантов и личных накоплений.

Но если нужно профинансировать свою идею, у нас есть специальный бизнес-кредит для женщин, который подойдёт если:

  • руководитель или собственник юрлица — женщина;
  • либо ИП — женщина;
  • либо предприятие производит что-то для женщин.

У следующей героини история не про хитрые технологии и Кремниевую долину. Она сумела по-новому использовать удачную бизнес-модель.

Татьяна Мялина и её ручные подарочные наборы

В 2016 году молодая девушка после 10 лет работы в рекламе поняла, что среди сервисов для бизнеса не хватает одной услуги. Есть всё: от удалённых серверов до кейтеринга, но заказать эксклюзивные подарочные наборы для сотрудников или партнёров негде. Так Татьяна открыла новую нишу.

-3

Фотография с funtanbox.ru

Косметика есть, будут и подарки. Тогда, 8 лет назад, Татьяна с подругой вдохновились примером косметической компании, которая решила доставлять клиентам пробные образцы в бьюти-боксах, набрала популярность и быстро масштабировалась. Подругам понравилась такая модель, и они стали думать, с каким ещё продуктом её можно применить. Остановились на гастрономических наборах. Такой сервис никто не предлагал.

Сначала девушки вручную собирали гастрономические боксы, обдумывали смыслы, состав, подачу и даже сами их доставляли. Первые заказы принимали от друзей и малого бизнеса. Не сразу, но пришли к единой стратегии, придумали название и логотип.

Бутик-студия FUN TAN. Число заказов росло. Девушки завели сайт, арендовали склад и наняли команду для продвижения в соцсетях. Концепцию Татьяна объясняет так:

«Мы делаем подарочные сеты нашим заказчикам для презентов коллегам или бизнес-партнёрам. Гастрономические боксы выполнены с национальными изюминками по предпочтениям клиентов: Франция, Италия, Греция и т. д. В сетах подобраны продукты для ужина или пикника, рецепты блюд и открытка отправителя. Шаблонных наборов нет, каждый бокс обсуждается с заказчиком».

Начинали без денег. На старте бизнес-модель сервиса работала так: девушки получали заказы с предоплатой, на которую закупали продукты и упаковку. Денег на рекламу почти не тратили, потому что новые клиенты приходили по рекомендациям старых.

Теперь FUN TAN выполняет около 10 тысяч заказов в год и имеет постоянных клиентов в крупном бизнесе.

Женское присутствие в бизнесе растёт

По данным ФНС, в России среди владельцев бизнесов 40,2% — женщины. Ещё 15–20 лет назад таких цифр не было и близко. Женщины не боятся брать ответственность и много работают, а помогают им разные инструменты для развития, в том числе специальные кредиты от нашего банка.

ПАО КБ «Центр-инвест»

Генеральная лицензия Банка России № 2225 от 26 августа 2016 г.