Царицын, 1912 год
Жаркое царицынское лето… Куда податься изнывающему от зноя обывателю? Может в газетной рекламе найдется что-то стоящее? «Царицынский вестник» предлагает способы, как провести время: отель «Люкс», что на улице Гоголя, приглашает на обеды, особо уточняя, что в ресторане имеются роскошные номера, а также электричество и подъёмная машина. Художественный театр «Паттэ», на углу улиц Спасской (ныне Володарского) и Пушкина, представляет новую монопольную картину Ханжонкова «Мертвая петля». И тут взгляд обязательно зацепится за броский аншлаг от того же «Паттэ»: «Приехал Володя Зубрицкий! Мальчик-феномен! Математик и историк! Все порожены (именно так, через о), Читайте газеты!»
О, а вот это уже интересно!
На следующий день зал театра был заполнен до отказа. Чем-то удивит жителей Царицына широко разрекламированный вундеркинд?
Быстро решив в уме первую задачу на умножение двухзначных чисел, в умножении трёх- и четырёхзначных чисел Володя допустил было ошибку, но, проверив, исправил ее.
По хронологии русской истории мальчик отвечал быстро и безошибочно. Не нашёлся лишь, что ответить на вопрос: когда была распущена первая Государственная Дума?
— В моей хронологии об этом не сказано,— находчиво сказал Володя.
В заключении выступления он в паре со старшим братом ловко проделал несколько приемов сокольской гимнастики, за что публика наградила его шумными аплодисментами.
Володя так увлекся гимнастическими упражнениями, что отцу пришлось унести его, взявши «в охапку». Мальчик отчаянно барахтался, не желая уходить со сцены…
На следующий день «Царицынский вестник» писал:
Исключительные математические способности у Володи обнаружил случайно его 10-летний брат, которого отец сам готовил в гимназию.
Володя заметил и поправил ошибку, допущенную братом, делавшим вслух задачу на умножение. Оказалось, что ребенок каким-то образом уже знал таблицу умножения.
Отец их — артист цирка, на арену которого он поступил, бежав из родительского дома гимназистом 2-го или 3-го класса.
Акробат и турнист Степан Зубрицкий с раннего детства приучал своих сыновей к сцене. Младший Володя выступал с отцом в номере «Вольтижная акробатика», где делал подряд десять задних сальто с завязанными глазами, приходя каждый раз на подстеленный носовой платок. Это продолжалось до тех пор, пока отец не открыл для себя уникальные способности ребёнка и не придумал для него оригинальный номер «Чудеса памяти», в котором Володя по желанию публики наизусть цитировал любой абзац на любой странице учебника российской истории. С номером «Живая счетная машина» Зубрицкие, гастролируя в цирках Никитина, Девинье и Чинизелли, объездили множество городов европейской части Российской империи.
Однажды маленького артиста пригласили на экспертизу в дом известного профессора. Здесь в присутствии членов комиссии он дал такой сеанс, перед которым бледнеют сеансы лучших взрослых калькуляторов.
Перед Володей поставили задание помножить 4792 на 839.
Мальчик внимательно посмотрел на предложившего задачу, сначала сел на стул, как будто углубившись в какую-то большую недетскую думу, потом поднялся и, заложив руки назад, сосредоточенно зашагал по комнате. Наконец он остановился:
— Готово: получилось 4020488.
Стали проверять на бумаге. Результат оказался верен. Когда члены комиссии зааплодировали маленькому артисту, у Володи было на лице безразличное выражение.
Начертили квадрат, разделенный на 25 клеток, с цифрами в каждой.
Володя внимательно посмотрел на цифры, видимо запечатлевая их в памяти, отошёл от доски и так же, как раньше, серьёзно произнес: «Готово».
В любом порядке он произносил все цифры — справа, слева, комбинировал их по диагонали и складывал, и при этом ни разу не взглянул на доску.
Володя Зубрицкий мог называть любой из дней, если ему указывали год, месяц и число. Председатель экспертизы задал ему еще один вопрос:
— Какой день был 29 августа 1873 года?
— Среда, — и, внимательно взглянув на спросившего, Володя добавил. — А вы-то сами знаете, какой был день?
Было что-то донельзя странное в этом вопросе семилетнего мальчика, не доверявшего памяти взрослого человека".
Способности Володи так поражали современников, что рассказывали, якобы сам граф Сергей Витте загорелся желанием поучаствовать в судьбе талантливого ребенка и отдать его в реальное училище на казенный счет. Мальчику пророчили большое будущее.
Недетский доход
Через много лет, будучи уже пожилым, Владимир Зубрицкий вспоминал, что ребенком его по ночам изводили кошмары. Не раз он просыпался с криком: «Я не хочу умножать!»
Известный невропатолог и психиатр профессор Григорий Россолимо просил Степана Зубрицкого прекратить эксплуатировать мальчика, но тот не знал жалости и спешил как можно больше заработать на чудесных способностях сына. Суровый и непреклонный отец не церемонился с ребенком. Он заставлял его выступать по нескольку раз в день: в кинотеатрах, в гимназиях, в институтах благородных девиц, на званых вечерах.
Мальчуган приносил своей семье отнюдь не детский доход. Так, за месяц выступлений в цирке Чинизелли, маленький артист получал около 75 рублей золотом. На деньги, заработанные Володей, строился капитальный каменный дом. Жизнь лишила даровитого мальчика всех детских радостей. Ему не пришлось сидеть за партой, иметь друзей-сверстников, участвовать в веселых играх. Трижды вместе с братом Жоржем он пытался бежать из семьи. Но каждый побег оканчивался неудачей. Отец, уходя, стал запирать мальчика на ключ.
Точку в артистической карьере Володи поставила I мировая война. Зубрицкого-старшего мобилизовали на фронт, и выступления юного циркового математика прекратились. В тринадцать лет он и его брат записались добровольцами в батальон охраны революционного порядка города Ейска. В следующем году Володя уже служил разведчиком на бронепоезде, курсирующем между Ростовом и Батайском. В боях получил ранение в голову и контузию.
В межвоенное время Зубрицкий, окончательно забыв своё цирковое прошлое, выбирает профессию матроса-спасателя.
Сталинград 1942 год
Из донесения:
Выполняя боевые задания в сложных условиях минных полей и под воздействием вражеской авиации, отряд на котором работал тов. Зубрицкий проявил мужество и боевую отвагу по успешной проводке караванов и кораблей Волжской военной флотилии без потерь.
«Немцы рвутся к Сталинграду. Самолеты противника ночами на парашютах спускают донные мины, чтобы преградить дорогу нашему флоту. Исключительно опасна борьба с невидимым врагом, затаившимся под толщей речной воды. Возле Каменного Яра впервые удалось поднять фашистскую «новинку» — грозную магнитно-акустическую мину. Она не поддаётся обычным приемам траления. Мина может пропустить над собой девять кораблей и взорваться под десятым. Необходимо было найти способы её обезвреживания. Из Москвы на Волгу прибывает крупный профессор-физик.
— Новые мины противника, — говорит профессор политруку Зубрицкому, — располагают двумя важными приборами: прибором срочности и прибором кратности.
Вот данные об этих приборах. Но почему вы ничего не записываете, товарищ Зубрицкий?
— Я все запомнил,— смущенно отвечает политрук. И, заметив недоумение профессора, быстро достает блокнот из командирского планшета».
Так Л. Эйдельс в журнале «Советский цирк» за 1962 год описывал боевые будни Владимира Степановича Зубрицкого. Да-да, того самого мальчика-феномена Володи. Как мы видим, способности его памяти пригодились и тут. Так распорядилась судьба, что тридцать лет спустя он снова оказался в нашем городе во время одной из самых жестоких битв в мировой истории. Но в этот раз не было восторгов и аплодисментов, а был тяжелый, нечеловеческий труд.
«Противник стремился посеять среди капитанов страх перед новым оружием, сорвать «навигацию 42», лишить защитников Сталинграда горючего, продовольствия, оружия. А стоявшие перед минными полями суда добить бомбовыми ударами с воздуха. 350 мин, сброшенных в Волгу, ставили под угрозу ее функцию как крупнейшей коммуникации юга России. Борьба с ними возлагалась на моряков Волжской военной флотилии и на гражданских речников.
Первыми в битву на реке вступили моряки-тральщики. Подвергая себя смертельной опасности, на небольших кораблях они с рассвета до темноты «пахали» волжскую гладь, разыскивая и уничтожая мины. Но если обычную мину можно было ликвидировать сразу после обнаружения, то разыскать донную с магнитным взрывателем удавалось только с помощью специального магнитного трала, да и то после нескольких проходов над ней».
Борьба с немецкими минами на Волге продолжалась вплоть до 1944 года. В общей сложности в период с 1942 по 1944-й вражеская авиация сбросила в Волгу более 750 мин различной конфигурации. Несмотря на постоянные бомбежки с воздуха и угрозу подрыва на минах, силами Волжской военной флотилии в город было переправлено около 90000 солдат и офицеров, 13000 тонн грузов, а из города было эвакуировано 52000 человек.
Посильный вклад в героический труд тральщиков и бронекатеров внес и политрук 1-й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии Зубрицкий, отмеченный медалью «За оборону Сталинграда». В 1943 году Владимир Степанович был ранен. После излечения его направили в учебный отряд подводного плавания на должность парторга. Лишь после ряда рапортов в сентябре 1944 года он добился отправки в действующий флот, в дивизион бронекатеров Днепровской военной флотилии. Старший лейтенант Зубрицкий участвовал в беспримерном переходе флотилии с Днепра на Одер, был одним из тех, кто обеспечивал прорыв вражеской обороны на границе Германии и наступление на Берлин. Среди его боевых наград орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги». Закончил службу Зубрицкий в звании капитана 3-го ранга.
Какие две разные жизни одного и того же человека. Вспоминал ли приезд в Царицын мальчика Володи, Владимир Степанович Зубрицкий во время Сталинградской битвы? Говорят, иногда он рассказывал сослуживцам о своём необычном детстве, о выступлениях на арене и шумном успехе. Те не верили. Да и ему самому его прошлое казалось каким-то непонятным, поразительным и не очень приятным сном.
94 года прожил Владимир Степанович Зубрицкий — мальчик-феномен, ставший одним из сотен тысяч защитников Сталинграда. И, как это ни удивительно, но сын Зубрицкого, Роман, вернулся к семейному делу и стал цирковым артистом.
Олег Швыдкий, специалист Музея-заповедника «Сталинградская битва»