Найти тему
Анатолий Цыганков

Проблем на российско-финской границе не было. Теперь будут.

Финляндия, начиная с 1944 года, после того как она вышла из военно-политического союза с гитлеровской Германией и капитулировала перед Советским Союзом, длительное время проводила прагматичную политику, объявив о своём государственном нейтралитете и отказавшись от вхождения в какие-либо военно-политические блоки, чем демонстрировала дружелюбие по отношению к СССР, а затем и к Российской Федерации. 79 лет была такой установка внешнеполитического курса Финляндии. И то что это было выгодным для граждан Суоми, об этом свидетельствует успешное экономическое и социальное развитие Финляндии после Второй мировой войны.

Советский Союз с уважением относился к нейтральному государственному статусу Финляндии, понимая что российско-финское приграничье - а это почти 1300 километров – не угрожает нашей стране. Внешнеполитический диалог и экономическое сотрудничество между СССР и Финляндией были настолько хороши и взаимно выигрышны, что подобное партнёрство стало примером для других стран мира, занимающих разные политические позиции и при этом чьи экономические интересы взаимовыгодно сочетались.

Так продолжалось на протяжении всех советских лет (до распада СССР в 1991 году), а потом по инерции длилось ещё какое-то время (не длительное). С середины 1990-х годов на международной арене начались заметные перемены. Произошли два внутренне противоречивых, но связанных между собой процесса: с одной стороны - военное ослабление России, с другой, агрессивное продвижение НАТО на Восток, сопровождавшееся поглощением Североатлантическим военно-политическим альянсом государств, входивших прежде в сферу военно-политического влияния СССР. Эти процессы подтолкнули руководство Финляндии к постепенному включению в состав НАТО.

Было бы неправдой не сказать, что с 1994 года Финляндия стала избавляться от своего нейтрального международного статуса. Шло это пошагово. Сначала она присоединилась к программе сотрудничества с НАТО «Партнёрство во имя мира». Потом стала принимать участие в военных операциях НАТО, соответственно, подгоняя свою военную инфраструктуру под американскую. С начала 2000-х годов финские военнослужащие становились участниками заграничных военных экспедиций НАТО, например, в Афганистане. То есть нынешнему вхождению Финляндии в Североатлантический альянс предшествовала череда важных военно-политических решений, рушивших прежний международный нейтралитет Финляндии. События апреля 2023 года, когда Финляндия официально вступила в НАТО, стали лишь логичным завершением давно расползавшейся раковой опухолью по государственному телу Финляндии враждебности к России и к русским. В последние лет десять финские СМИ с головой погрузили соотечественников в состояние ненависти ко всему русскому и вообще ко всему, что с Россией связано.

В апреле 2023 года Россия оказалась в положении наползавшего на нашу страну с севера натовского военного контингента. Если помнить, что сухопутная граница между Россией и Финляндией составляет примерно 1300 километров, то ровно на эту величину, следовательно, расширялась и сухопутная граница России с Североатлантическим альянсом. И как на это должно было реагировать руководство России, особенно выслушивая заявления финских политиков, называющих свою страну «передним рубежом НАТО» и даже «прифронтовым государством»? Разумеется, нам нужно было учитывать всё это в своём оборонном планировании.

Возникла необходимость возвращения инфраструктуры некогда существовавшего на границе с Финляндией (а севернее – с Норвегией) Ленинградского военного округа. Такое решение принял президент страны, главнокомандующий России Владимир Путин. Собственно сам этот замысел возник раньше, ещё в 2022 году, но к его практической реализации – надо обязательно оговориться, вынужденно это наша страна стала делать – Россия приступила только после того как Финляндия вступила в НАТО. Этот её опасный для нашей страны манёвр менял совершенно военно-политический ландшафт североевропейского региона.

-2

В 2024 году вдоль российско-финляндской границы будет развёрнута военно-техническая инфраструктура Ленинградского военного округа. Российские военные эксперты, оценивая потенциал необходимый для обороны нашей страны на финской границе, и зная что здесь в ближайшее время США разместят не менее 15 военных баз, говорят, что на территории Карелии должны быть размещены как минимум три мотострелковые дивизии в составе Сухопутных войск, две десантно-штурмовые дивизии ВДВ, ракетные бригады, оснащенные комплексами средней и меньшей дальности, гарантирующие уничтожение баз НАТО в Финляндии и Швеции в случае начала войны с Североатлантическим альянсом, возможно также размещение ракетных бригад с комплексами «Искандер» и флотилия. При таком масштабном военном развёртывании армии России на границе с Финляндией соседнее с нами государство превращает (что уже произошло) своих граждан в гипотетические жертвы в случае военного столкновения НАТО с Россией. Вся Финляндия превратится в прифронтовую полосу, станет линией боевого соприкосновения стран НАТО и России. Это правда. К несчастью для финнов.

Финляндия, вступив в НАТО, породила ещё одно небезопасное для себя заблуждение, что теперь, мол, Балтийское море становится внутренним морским бассейном для НАТО и Россия в любой момент может быть заперта в своих военно-морских портах на Балтике, если альянс того пожелает. А в истории что-то похожее было, когда гитлеровцы в 1941 г. запирали советский флот в Финском заливе. Ожидание абсолютно наивное, имея в виду ракетный потенциал России. Вспомним, как из российской акватории Каспийского моря здешняя флотилии ВМФ России уничтожала объекты мусульманских террористов в Сирии. Ракеты «Калибр» прекрасно себя зарекомендовали. Потому совсем не понятно, кого Финляндия пугает военно-морской блокадой? Ведь как Санкт-Петербург находится вблизи ударных сил НАТО, размещаемых на территории Финляндии, так ровно то же самое расстояние отделят Финляндию от российских ракетных установок «Искандер».

Военная инфраструктура НАТО и Вооружённых сил России только ещё разворачивается на северо-западном военном театре (слава Богу, не военных действий), понадобится время для того, чтобы враждующие армии встали по границе. Россия постарается сделать это как можно быстрее, имея ввиду тот факт, что Кольский полуостров - это место базирования стратегических ядерных сил и западные ворота российского Северного морского пути.

Финляндия совершила роковую политическую ошибку, позабыв о собственном печальном опыте вождения в военный бок с гитлеровской Германией и войне на стороне фашистского Третьего Рейха против Советского государства. В 1944 г. только потому Финляндия сохранилась как суверенное государство, что вождь СССР Иосиф Сталин посчитал это выгодным для Советского Союза. А мог бы и другое решение принять. И ещё один фактор сработал в пользу тогдашней милитаристской Финляндии: главнокомандующий её армии К. Маннергейм успел вовремя предать своего союзника по войне с СССР А. Гитлера. И потому Финляндия благополучно выскользнула из смертельной петли. А сейчас опять голову в неё засунула. Исторический опыт ничему не учит политических руководителей Финляндии? Или они не знакомы с историей собственной страны?

Но все ходы уже сделаны и дальнейшая ситуация будет только ухудшаться для Финляндии. Двусторонние российско-финляндские отношения не ухудшились, они разрушены. Это ещё не порог войны (решать то будут натовские стратеги), но финские граждане окажутся абсолютно беззащитными случись военный конфликт на Европейском Севере. А финны, кстати, готовятся к войне. С середины января по настоящее время на их территории проведены уже шесть учений сухопутных и военно-воздушных сил. Плюс вместе с американцами они отрабатывали тактику боевых действий против противника (понятно, кто имеется в виду). Склады вооружения и пакгаузы армия Финляндии приводятся в штатное состояние военного времени.

А наша сторона разворачивает в Карелии Ленинградский военный округ. Такова теперь реальность. Жизнь в приграничных районах Карелии станет теперь тоже другой.

Анатолий Цыганков