В числе популярных развилок русской истории обычно фигурируют события, связанные с проигранными/выигранными битвами или стратегическими решениями правителей государства. Например, принял царь Алексей Михайлович присягу у Богдана Хмельницкого - одна история, не принял - другая. Еще очень любят рассуждать на тему выбора вер князем Владимиром, который в 988 году еще не был святым.
При этом совершенно забытой оказывается одна дата, которая на самом деле имеет колоссальное значение. Речь идет о 1299 годе. Даже те, кто хорошо знает историю Древней Руси, наверняка сейчас пришли в некоторое замешательство. Вроде никаких таких известных событий в этот год не зафиксировано...
Но на самом деле такое событие есть. Это переезд из Киева митрополита Максима.
Обрисуем общую ситуацию. В конце тринадцатого века южнорусские земли, включая Киев, в основном контролирует Ногай. Он не хан, он всего лишь беклярбек. Но это не мешает ему быть реальным правителем огромной территории, включающей значительную часть нынешней Украины. Ставка его располагалась в междуречье Дуная и Днестра. А сила была такова, что он ходил походом на Константинополь и принудил Византию к выплате дани. Болгария была его вассалом.
В 1299 году хан Тохта, которого семь лет назад сам Ногай и продвинул в правители Золотой Орды, решил положить конец самовластию беклярбека и собрал против него крупное войско. Он сумел даже заключить союз с сыновьями Ногая. Поход Тохты был сокрушительным. И один из ударов был нанесен по Киеву.
Город, к тому времени только-только начинавший оправляться от последствий Батыева штурма полувековой давности, подвергся страшному разорению. Вот как описывает все это Василий Ключевский, знаменитый русский историк XIX века:
"Татарским разгромом окончательно опустошена была старинная Киевская Русь, пустевшая с половины XII в. Вслед за населением на север ушел и высший иерарх русской церкви, киевский митрополит. Летописец рассказывает, что в 1299 г. митрополит Максим, не стерпев насилия татарского, собрался со всем своим клиросом и уехал из Киева во Владимир на Клязьму; тогда же и весь Киев-город разбежался, добавляет летопись".
Итак, жить в Киеве и его окрестностях стало невыносимо и митрополит принимает решение покинуть город. Решение сложное, но, по всей видимости, необходимое еще и по той причине, что церкви нужна паства. Нет смысла сидеть в мертвом городе.
И вот тут стоит задаться очень интересным вопросом. Ярые фанаты Великого княжества Литовского любят рассказывать байки о том, что именно Литва и была настоящей Русью, что все русские люди смотрели на нее с надеждой и рвались под ее крыло при всякой возможности.
Но киевский митрополит Максим почему-то переезжает отнюдь не в Литву. Нет, он оглядывается вокруг, собирает свой клир и отправляется на северо-восток - во Владимир. Очевидно, для него именно там был на тот момент центр Руси. Именно этот город он считал наиболее подходящим местом для главы всей русской церкви.
Выбор этот имел принципиальное значение, поскольку роль православной церкви в жизни тогдашней Руси была колоссальной. С этого момента у Владимирского княжества, а позже и у Москвы всегда был весомый козырь в борьбе за объединение русских земель. И, как показывает весь ход истории, перебить этот козырь было просто нечем.
Кстати, тот факт, что выбор был сделан митрополитом Максимом отнюдь не случайно, показывает история его преемника - митрополита Петра.
Петр был родом с Волыни, и его активно продвигал в будущие иерархи галицкий князь Юрий Львович. Планировалось, что Петр получит благословение в Константинополе и вернет митрополичий престол в Киев. И вроде бы все так и вышло. После кончины митрополита Максима именно Петр был выбран его преемником, утвержден в Царьграде. Но в Киеве он почему-то провел всего лишь год. А потом собрался и уехал во Владимир.
Еще раз. Ставленник западнорусского князя, родившийся и выросший на Волыни, имевший четкую задачу вернуть митрополию в Киев, берет и уезжает во Владимир. Опять же не в Литву, не в Галич, а именно туда, где видит центр Руси.
Мало того, именно Петр-волынянин в 1325 году переезжает из Владимира в Москву и переносит туда митрополичью кафедру. Так Москва становится столицей русского православия со всеми вытекающими последствиями.
И все это было предопределено уже в 1299 году. Ровно 725 лет назад.
__________________________
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Rutube (с озвучкой!)