Жителям Искитима Абумуслиму и Наталье Талхиговым довелось участвовать в строительстве знаменитого Северомуйского тоннеля.
Напомним, в 2024 году Байкало-Амурской магистрали исполняется 50 лет. Началом этой Всесоюзной комсомольской стройки послужило Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» – крупнейшей в мире железной дороги протяженностью 4324 километра.
Про БАМ слагали стихи и сочиняли песни. А потом ее стали называть «дорогой в никуда», «экономически бессмысленным проектом». Но люди, которые принимали участие в этой грандиозной стройке, считают иначе, для них БАМ – огромное счастье, крепкая дружба и потрясающая взаимовыручка, это невероятный жизненный опыт.
Край вечной мерзлоты и цветущего багульника
Абумуслим и Наталья Талхиговы родились в Восточном Казахстане. «В 1984 году БАМ уже гремел на весь Союз, – вспоминает Абумуслим Нажмудинович. – Мне, комсомольцу, предложили туда поехать. Сказали: работать будешь по специальности – автомехаником, добавив: «Имей ввиду, что отбирают на эту стройку только самых лучших». И я не просто согласился, а позвал туда свою Наталью, в то время мы еще не были женаты».
«БАМ уже подошел с запада и востока к Северо-Муйскому хребту – горному массиву длиной 350 километров и высотой 2,5 километра, – продолжила рассказ Наталья Константиновна. – Внутри него и нужно было пробить тоннель протяженностью 15343 метра. Поселились мы в Северомуйске. Место понравилось сразу. Природа вокруг потрясающая, чем-то напоминающая родной Лениногорск: поселок стоит на берегу горной реки Муякан, вокруг – тайга, дома построены так, чтобы максимально сохранить первозданный лес, поэтому улицы петляли между соснами и лиственницами, словно змейки. Весной здесь к сочной зелени добавляли ярких красок цветущие багульник и иван-чай. Красота неописуемая!»
В поселке к тому времени уже проживало больше 12 тысяч человек, в основном, молодежь. Вновь прибывшие селились в общежитии. Все дома – щитовые, напоминали бараки, но они были разных цветов, и это очень радовало глаз. Бытовые условия сложные: в кране только холодная вода, туалет на улице. Зимой температура опускалась ниже 50 градусов, спасали обогреватели, валенки. Дети при морозе до сорока градусов все равно ходили в школу.
Абумуслим Нажмудинович устроился на автобазу, а Наталье Константиновне, по специальности воспитателю детского сада, пришлось посидеть дома: женщинам трудоустроиться было крайне сложно. Однако через некоторое время ей предложили место в одном из двух Домов культуры.
«Сначала думала, что не справлюсь, – вспоминает женщина, – а потом поняла, что это был настоящий подарок судьбы: наш ДК, как, впрочем, весь поселок, напоминал Советский Союз в миниатюре: здесь работали русские, азербайджанцы, украинцы, белорусы, эстонцы, татары. И жили мы, как одна большая семья: вместе и в радости, и в горе. А какие все талантливые! Самодеятельность была на высшем уровне: после тяжелой работы проходчики участвовали в спортивных мероприятиях, готовили концертные номера: пели, плясали, играли на музыкальных инструментах, в театральном коллективе. Был даже артист московского цирка!
Мы устраивали потрясающие концерты, проводили творческие конкурсы. К примеру, за участие во Всесоюзном интернациональном фестивале, который организовали для всего БАМа, наш Дом культуры занял первое место. Задача этого конкурса – еще больше сплотить строителей Байкало-Амурской магистрали, где трудились представители 108 национальностей. В нашу программу вошли русский хоровод, лезгинка, таджикский танец и другие номера. Концерт получился яркий, зажигательный, ведь каждый хотел продемонстрировать свой народ, его традиции. А потом в фойе мы накрыли стол, где были представлены национальные блюда: казахский баурсак, татарский бишбармак, русские блины, белорусские драники и еще много всяких вкусностей. Московское жюри под председательством знаменитого композитора Эдуарда Колмановского единогласно присудили нам первое место».
Строителям БАМа создавали все условия для работы и отдыха, говорит Наталья Талхигова. В автопарке техника вся импортная, мощная, в магазинах – изобилие, глаза разбегаются, костюмы для коллективов в ДК шили не где-нибудь, а в оперном театре в столице Бурятии – в городе Улан-Удэ, конфеты для подарков – самые лучшие. О таком можно было только мечтать.
Главные праздники для БАМовцев: День строителя, День шахтера и День автомобилиста. Отмечали всегда большими концертными программами, спортивными мероприятиями, творческими конкурсами.
Несмотря на то что БАМ остался давно позади, Талхиговы рассказывают о нем так, будто это было вчера. «Северомуйский театр эстрадных миниатюр – отдельная история, – говорит Наталья Константиновна. – Про этих талантливых артистов писали даже областные газеты. В СТЭМе играли ребята из Питера, Москвы, Нижнего Новгорода, юмор искрометный, яркий! В нашем поселке было два ДК. Наш назывался «Тоннельщик», а второй – «Багульник». Мы постоянно соперничали друг с другом в конкурсах, программах. Например, у нас был ансамбль украинской песни «Костяничка», а у них такой же, но «Яблонька». Такие потрясающие музыкальные «баттлы» устраивали, зал стоя аплодировал. Это еще раз говорит о том, что на БАМ приезжали очень талантливые люди».
Скалы и чащи – всё он пройдет, наш работящий смелый народ
Удивительно, но в художественной самодеятельности участвовали те же самые тоннельщики, водители, взрывники, маркшейдеры, которые днем вкалывали, пробиваясь через толщи гранита. «Скалы и чащи – всё он пройдет, наш работящий смелый народ», – эти стихи про них, про строителей БАМа.
Северомуйский тоннель – самый сложный участок магистрали. «Проходчики ежедневно совершали настоящий подвиг, – рассказывает Абумуслим Талхигов. – Мощная техника работала не переставая, но за один день она могла продвинуться лишь на пять сантиметров, а по проекту длина всего тоннеля – 15343 метра, это самый длинный железнодорожный тоннель в СССР (сейчас – в России), поезд по нему идет 25 минут. Отмечу, что до строительства грузовым поездам приходилось добираться в обход долгих 57 километров в течение двух часов. Движение пассажирских поездов было запрещено (через перевал людей возили на автобусах)».
Работа в Северомуйском тоннеле усугублялась трудными геологическими и гидрологическими условиями. По мнению специалистов, набор обстоятельств такой сложности до строительства этого объекта нигде в мире не встречался.
«Здесь была сейсмозона, – поясняет Наталья Константиновна. – Только во время строительства ежегодно случалось более 2000 землетрясений, выявлено несколько тектонических разломов. В 1957 году в этом месте произошло землетрясение магнитудой 8,7 балла по шкале Рихтера, в результате гора сдвинулась на несколько метров. По исследованиям, внутри хребта находился километровый разлом – щель, заполненная водой. Все это говорит о том, в каких неимоверных условиях работали советские люди. Кстати, сюда приглашали американских, немецких, японских специалистов-проходчиков, но все отказались работать, заявив, что проект невыполнимый. Даже местные шаманы предупреждали: лучше отказаться от проекта, предсказывали, что длиться он будет долго и здесь погибнут люди. Так и оказалось».
Тоннель на крови
От идеи построить Северомуйский тоннель руководство страны не отказалось. В общей сложности его пробивали 26 лет. Не обошлось без аварий и человеческих жертв. В память о 57 погибших в Северомуйске установили монумент.
Первая серьёзная авария произошла в 1979 году на западном участке. При преодолении гранитного массива проходчики попали в высоконапорный ангараканский плывун (участок древнего русла реки Ангаракан). Давление воды с песком взломало гранитную перемычку, и вода с песком хлынули в тоннель, увлекая за собой каменные обломки. Сила потока была такова, что породопогрузочная машина весом более 20 тонн переместилась на расстояние около 300 метров. Трагедия унесла жизни 31 горняка. Последствия аварии были ликвидированы лишь в 1981 году.
Последняя крупная авария произошла в апреле 1999-го. На тот момент расстояние между проходками западной и восточной частей тоннеля составляло около 160 метров. Обвал породы привёл к тому, что участок тоннеля фактически пришлось строить заново в течение нескольких месяцев.
Также в горных выработках отмечалась высокая концентрация радиоактивного газа радона, норма превышалась в пять-шесть раз (рабочие смены из-за этого были короткими, но опасность быть облученными постоянно нависала над людьми).
«Изначально на территории Северомуйска было 13 горячих радоновых источников, – рассказывает Наталья Талхигова. – А после того, как пробили канал, остался всего лишь один, внутри шахты. Там рабочие обустроили импровизированную лечебную ванну, несколько минут купания в ней, и боли в спине или коленке как ни бывало. А еще в Северомуйске многие женщины с диагнозом «Бесплодие» становились матерями, этот феномен медики связывали тоже с радоном».
Они встретились через 26 лет
Первым знаковым событием в Северомуйске стала сбойка тоннеля. «30 марта 2001 года проходчики двух отрядов, шедшие навстречу друг другу долгие 26 лет, наконец-то встретились, – рассказывает Абумуслим Талхигов. – При этом оказалось, что отклонение между осями встречных каналов составило всего 69 миллиметров по горизонтали и 36 миллиметров по вертикали! Событие поистине грандиозное, люди ликовали, наливали шампанское в каски, обнимались – словом, радости не было предела!»
Максимальная глубина Северомуйского тоннеля от поверхности земли – около одного километра, диаметр тоннеля без обделки составил 9,5 метра.
«Второе знаменательное событие случилось 21 декабря того же года, – продолжила тему Наталья Константиновна. – В этот день по новому тоннелю прошел первый пробный поезд – три вагона с тепловозом. Засвидетельствовать этот уникальный момент приехали не только представители власти, но и, конечно, первопроходчики – те, кто почти 30 лет назад начинал эту грандиозную стройку. После сбойки канал надо было окончательно запустить: укрепить стены изнутри, устроить вентиляцию, провести освещение, установить автоматическую систему управления. В постоянную эксплуатацию тоннель был принят 5 декабря 2003 года».
Весь путь по Северомуйскому тоннелю длиной 15 с лишним километров железнодорожный состав проходит со скоростью 20 километров в час за 25 минут. Средняя пропускная способность в сутки до 16 поездов.
Без марша Мендельсона, но с веточкой душистой герани
История семьи Талхиговых началась в марте 1986 года, и она тоже тесно связана с БАМом. В Северомуйске Абумуслим и Наталья поженились. «Пышную свадьбу мы не планировали, – рассказывает Наталья Константиновна. – Просто зарегистрировались, но друзья, коллеги, соседи узнали и устроили нам в общежитии большой праздник. В качестве букета невесты – веточка цветущей герани. Было трогательно и очень весело».
В 1988 году у супругов родился сын Тимур. После окончания университета, он остался жить в Новосибирске. А старшая дочь Ирина окончила Сибирский университет потребительской кооперации, выучилась на маркетолога и вернулась на БАМ. Живет с семьей в Таксимо, работает в сфере общепита.
«Мы прожили в Северомуйске счастливых 28 лет, – говорит Наталья Талхигова. – Кто-то ехал на БАМ за «запахом тайги», кто-то – за «длинным рублем». А некоторые конкретно за целевым вкладом, это когда с зарплаты ежемесячно в течение двух с половиной лет с работника высчитывали определенную сумму, а потом на эти деньги человек мог поехать на «ВАЗ», купить мечту всей жизни: вожделенного «Жигуленка» и отправиться обратно к себе домой».
Но большинство, как Абумуслим и Наталья, приехали на БАМ, влюбились в этот удивительной красоты край и остались здесь на долгие годы уже после завершения строительства тоннеля. Абумуслим Нажмудинович три срока подряд избирался местным депутатом, Наталья Константиновна работала в учебном центре, где готовили электромонтеров, парикмахеров, продавцов, бухгалтеров, операторов ЭВМ (компьютеры только входили в нашу жизнь).
После ввода в эксплуатацию Северомуйского тоннеля народ из поселка стал потихоньку разъезжаться: БАМ закончился, дома стали ветшать, поселок Тоннельный (располагался у западного портала тоннеля) в 2009 году вообще был полностью расселён и упразднён.
Талхиговы переехали в Искитим в 2012 году. Наталья Константиновна 10 лет отработала заведующей детским садом, который располагался в средней школе № 9. После его закрытия она осталась в школе, трудится методистом и возглавляет школьный музей. Абумуслим Нажмудинович занимается тренерской работой, учит детей Искитима и Искитимского района борьбе самбо. Его подопечные участвуют в разных соревнованиях и занимают призовые места. «Кстати, наш сын Тимур с самого детства активно занимался самбо и получил звание Мастера спорта, когда мы жили на БАМе», – с гордостью добавил Абумуслим Талхигов.
«Постепенно мы привыкли жить на новом месте, – говорит Наталья Константиновна, – но БАМ по-прежнему нас не отпускает. Держат не только воспоминания о тех временах, но и крепкая дружба с людьми, которых нам подарила эта великая стройка, все мы разъехались по разным городам, но постоянно на связи».
Супруги сильно переживали, когда в Северомуйске случился сильный пожар, когда огнем было уничтожено много бараков – тех самых, первых, щитовых, сгорел и их дом на улице Комсомольской, на том месте сейчас растут сосны. Сейчас в поселке живет всего 880 человек. Это работники железной дороги, они занимаются обслуживанием Северомуйского тоннеля, которому в 2012 году присвоено имя Владимира Бессолова, под руководством которого была пройдена и сооружена большая его часть.
БАМ – дорога в будущее России
В 2024 году Байкало-Амурская магистраль отмечает свой золотой юбилей. И супруги Талхиговы решили, что эта дата – замечательный повод рассказывать о БАМе молодежи. Встречи проходят в школах Искитима и Искитимского района. «И, что примечательно, школьники слушают о стройке века с большим вниманием, – говорит Наталья Константиновна. – Ребята задают вопросы, с интересом рассматривают фотографии. А в конце таких уроков я обязательно говорю детям: учитесь, получайте профессию и, если представится возможность, обязательно поезжайте на БАМ. Ведь, благодаря решению Президента России, у истории великой стройки ХХ века будет продолжение в веке ХХI: в Северомуйске планируется строительство еще одного тоннеля. А это значит, что наш БАМ получит вторую жизнь».
Действительно, в 2014 году, в день 40-летия принятия решения о строительстве Байкало-Амурской магистрали, Президент РФ Владимир Путин отметил, что хотя сомнения в необходимости строительства БАМа в своё время возникали, она является очень нужным для страны проектом, который будет развиваться и дальше.
«БАМ был не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны, – подчеркнул Президент. – Работа проходила в очень сложных климатических, геологических условиях, по сути, требовала огромного напряжения сил от всего государства и, прежде всего, от тех людей, которые там работали. Без всякого сомнения, они совершили трудовой подвиг. В 90-х годах возникли трудности экономического характера, даже встал вопрос о том, нужно ли было стране так напрягаться, для того чтобы возводить эту магистраль. Но уже в середине двухтысячных годов стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает».
По предварительным данным, вторая очередь Северомуйского тоннеля сделает проезд двухпутным, то есть к нынешним 16-ти парам поездов в сутки добавится 34 дополнительных, что позволит увеличить пропускную способность этого участка БАМа до 100 миллионов тонн в год.
Фотографии предоставлены героями публикации
Если вы тоже участвовали в строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и хотите об этом поделиться с читателями нашей газеты, звоните: 8-913-943-69-35.