Найти тему
РБК

Бог, провокация, психоз. Как снимает Даррен Аронофски

Оглавление

12 февраля 55-й день рождения отмечает Даррен Аронофски — американский режиссер, чьи фильмы легко узнать по нескольким кадрам. Напряженные психологические драмы с уязвимыми протагонистами, патологически увлеченными своими идеями, создали режиссеру репутацию дерзкого экспериментатора, который из раза в раз находит, чем удивить требовательного зрителя.

Киножурналист Милана Стояновска специально для РБК Life разобралась в ключевых темах, которые поднимает Аронофски, и определила его самые узнаваемые кинематографические приемы.

Одержимость

Harvest Filmworks📷Кадр из фильма «Пи»
Harvest Filmworks📷Кадр из фильма «Пи»

Главные герои фильмов Аронофски — одержимые люди, которые ни перед чем не остановятся на пути к желаемому. Некоторые из них буквально зависимы, как герои «Реквиема по мечте», но большинство становятся заложниками выбранного жизненного пути. Гений математики Макс из «Пи», прима-балерина Нина из «Черного лебедя» или онколог Том из «Фонтана» не могут существовать вне своей стези. Профессиональная идентичность настолько вымещает в них личность, что приводит к помешательству.

Искажение психики

Cross Creek Pictures📷Кадр из фильма «Черный лебедь»
Cross Creek Pictures📷Кадр из фильма «Черный лебедь»

Протагонисты в погоне за мечтой теряют контроль над собой. Режиссер разными способами показывает искаженное мировосприятие персонажей: использует нестабильную камеру, измененную перспективу, резкие звуки, выбивающиеся монтажные склейки.

Прогрессирующие психологические проблемы находят внешнее проявление. Это может быть болезненно выпирающая венка на лбу, аномально большой вес, пробивающиеся из-под кожи перья или гангрена в месте уколов. Теряя контроль над своим разумом, герои теряют и возможность контролировать свое тело, после чего все в человеке стремится к саморазрушению, мутации, смерти.

Семейные узы

Artisan Entertainment📷Кадр из фильма «Реквием по мечте»
Artisan Entertainment📷Кадр из фильма «Реквием по мечте»

Вечную тему отцов и детей кинематографист рассматривает через призму измененных представлений героев о самих себе и окружении. В его фильмах дети и родители стремятся друг к другу, но делают это так, что с каждой новой попыткой становятся только дальше. Герой «Реквиема по мечте» покупает своей маме телевизор в знак признательности за ее терпение и как потакание ее зависимости от ТВ-шоу, но этот подарок становится не началом налаживания отношений, а их последней встречей. В «Ките» ситуация обратная: дочь, всю жизнь мечтавшая быть рядом с отцом, с остервенением отталкивает его, чтобы снова и снова быть рядом и только в последние минуты проявить искреннюю любовь и сострадание.

Религиозные мотивы

Paramount Pictures📷Кадр из фильма «Ной»
Paramount Pictures📷Кадр из фильма «Ной»

Фильмы «Ной» и «мама!» можно смело называть авторскими интерпретациями библейских текстов: первый — скорее фантазия по мотивам, второй — практически дословное воспроизведение событий из Священного писания, только в неожиданных декорациях. Религия живет в каждой работе режиссера: в «Пи» группа евреев пытается с помощью кода расшифровать Тору, в «Фонтане» одним из ключевых образов становится Древо Жизни, а в «Ките» многое проясняется только после появления миссионера из секты «Новой жизни».

Тема экологии

Protozoa Pictures📷Кадр из фильма «мама!»
Protozoa Pictures📷Кадр из фильма «мама!»

Проекты о природе и мире вокруг — малозаметная, но при этом значимая для Аронофски часть фильмографии. В качестве режиссера он принимал участие в производстве «Добро пожаловать на Землю» с Уиллом Смитом, а также выступил исполнительным продюсером бразильского документального сериала «Территория». В своих больших работах он поднимает вопросы взаимоотношения человека и всего живого более тонко и художественно, отнюдь не документально. Так, его самым ярким высказыванием в этом контексте считаются фильм «мама!», в котором героиня Дженнифер Лоуренс олицетворяет саму природу.

Зримое время

Epsilon Motion Pictures📷Кадр из фильма «Фонтан»
Epsilon Motion Pictures📷Кадр из фильма «Фонтан»

Смелее всего Аронофски заигрывает с временными линиями в «Фонтане», сюжет которого расслаивается на три периода — события параллельно идут в XVI, XXVI веках и современности. В то же время экспериментировать с тем, чтобы менять неподвластное человеку четвертое измерение, режиссер не перестает и в других фильмах. Таймлапс в картинах Аронофски может ускорять время, показывая энергичность героя, или иллюстрировать его отрешенность, если в кадре ускоряется все, кроме него самого. Замедленные кадры погружают в мир человека с измененным сознанием, а флэшбеки и весточки из прошлого наталкивают на мысль о спиралевидном характере временной линии.

Сверхкрупные планы

Artisan Entertainment📷Кадр из фильма «Реквием по мечте»
Artisan Entertainment📷Кадр из фильма «Реквием по мечте»

Мало кого из режиссеров мирового уровня можно упрекнуть в невнимательном отношении к деталям, но у Аронофски желание запечатлеть малейшие фрагменты окружающей героев действительности становится настоящим художественным инструментом. Расширяющиеся зрачки, пробивающийся росток, таблетки, муравей, кнопка Return — некоторые из деталей могут быть показаны не раз и не два, как например, серия быстро сменяющихся крупных планов в «Реквиеме по мечте», которая возникает каждый раз, когда герои употребляют наркотики. Акцентируя внимание зрителя на тех или иных предметах, режиссер дает подсказку, в чем кроется обсессия главного героя: цифры в «Пи», зеркала в «Черном лебеде», фастфуд в «Ките».

«Взгляд Бога» и человека

Не возвращение к теме религии, но операторский прием. «Взглядом Бога» называют съемку актеров с верхнего ракурса, будто бы с воздуха. Персонажи фильмов «Ной», «Фонтан» или «Реквием по мечте» смотрят в небо, надеясь увидеть хоть что-то, а оттуда на них смотрят зрители, которым Аронофски принес пульсирующий нервный характер на блюдечке. Это безоценочный, объективный взгляд, который просто документирует происходящее.

Альтернатива ему — субъективная камера. Еще один операторский прием, когда камера крепится непосредственно на актера. Тем самым зритель будто бы соединяется с героем и видит мир его глазами. Пример тому — популярная сцена из «Реквиема по мечте» с проходкой Мэрион из гостиничного номера в лифт и на улицу.

Eli D/ YouTube📷Мэрион (Дженнифер Коннели) в сцене, снятой субъективной камерой. Кадр из фильма «Реквием по мечте»
Eli D/ YouTube📷Мэрион (Дженнифер Коннели) в сцене, снятой субъективной камерой. Кадр из фильма «Реквием по мечте»

«Хип-хоп монтаж»

Определение, придуманное самим режиссером, для описания резкой смены кадров, что дает повествованию нужную динамику и градус напряжения. Для сравнения: в «Реквиеме по мечте», который длится 1 час 42 минуты, было использовано больше двух тысяч склеек, тогда как в среднем голливудском фильме их около 600-700. Дерзкая смена кадров характерна для ранних фильмов Аронофски.

Как и многие другие фирменные приемы, со временем кинематографист стал использовать их менее заметно.

Звуки

Epsilon Motion Pictures📷Кадр из фильма «Фонтан»
Epsilon Motion Pictures📷Кадр из фильма «Фонтан»

Первые фильмы Аронофски были под завязку наполнены музыкой, за которую отвечал композитор Клинт Мэнселл. Именно он создал один из самых узнаваемых саундтреков мирового кино — Requiem for a Dream, а также получил номинацию на «Золотой глобус» за музыку для «Фонтана». Однако со временем режиссер отошел от идеи создавать насыщенные саундтреками картины, и на свет появилась «мама!» — фильм, в котором вообще нет музыки.

При этом каждая его картина в максимальной степени музыкальна, и наличие саундтрека здесь не главное. Аронофски подмечает детали не только в визуальном, но и в аудиальном плане: все действия героев сопровождаются характерными звуками, которые создают глубину и могут работать на восприятие не хуже написанной партитуры. Глоток кофе, тиканье часов, нажатие кнопки пульта, хрип больного, скрип половиц, сердцебиение — каждый кадр говорит на своем языке.

Читайте также:

Эксперты ВШЭ и ИЭГ предложили альтернативную схему расчета тарифов ЖКХ
Суд дал 7 и 7,5 лет фигурантам дела о вымогательстве у Чемезова
Боррель осудил Трампа и заявил о невозможности НАТО работать a la carte