Найти в Дзене
Газета Четверг

Опасные манёвры

Как решить проблему травматизма и смертности на дорогах

Количество автомобильных аварий, которые влекут за собой гибель участников движения, в Омской области продолжает расти. Увеличивается и число аварийных ситуаций с участием детей. И это несмотря на все принимаемые государством и ответственными структурами меры. Ответы на извечные русские вопросы «кто виноват?» и «что делать?» искал в этой связи корреспондент «Ч».

Пешеходы под угрозой?

Сегодня, проезжая или прогуливаясь по улицам города, можно наблюдать массу потенциально опасных ситуаций на дорогах. Причём как в оборудованных с точки зрения безопасности местах дорожного полотна, так и нет.

Увы, но до сих пор не редкое зрелище – пешеходы, перебегающие дорогу на оживлённых городских магистралях. Смотришь на старушку, медленно семенящую через плотный поток машин у кинотеатра Маяковского, и душа уходит в пятки. То, что спускаться в подземный переход для пожилого человека тоже испытание, вряд ли может служить оправданием.

Отправляемся на улицу Котовского. Перед проспектом Маркса здесь оборудован светофор для пешеходов. Разрешающий сигнал для них горит, когда все машины стоят. Тем более печально видеть картину, когда мама с коляской бежит через этот участок на красный свет с обращённым к малышу: «Только ты так не делай».

А вот перекрёсток Маркса и Маяковского. Здесь зелёный одновременно горит и для пешеходов, и для автомобилистов. Если водитель следует со стороны улицы Ленина и ему нужно повернуть направо в направлении железнодорожного вокзала, то он обязан пропустить пешеходов. Конечно, водители обычно терпеливо ждут. Но таких перекрёстков в городе немало, и не всегда удаётся избежать опасного столкновения.

И уж конечно в Омске есть череда нерегулируемых пешеходных переходов на скоростных магистралях. Например, на Красноярском тракте. Автомобилисты здесь едут на приличной скорости, и тот из них, кто следует этим маршрутом нечасто, может и не сразу заметить знак для пешеходов.

Более того, несмотря на упорные предупреждения о том, что пешеходов в тёмное время суток не видно, люди продолжают пренебрегать рекомендацией носить светоотражающие элементы. И даже посмотреть налево-направо.

Не по правилам

В этой ситуации что уж удивляться росту трагической статистики вопреки всем усилиям Госавтоинспекции. Так, в Омске за 2023 год зарегистрировано 1972 ДТП с пострадавшими, в них погибли 52 человека, а ранеными оказались 2537 человек. В предыдущем, 2022 году произошло 1423 ДТП с пострадавшими, в которых погибли 43 человека, а ранены 1852. Выходит, что аварийность с пострадавшими за год увеличилась более чем на 38 процентов, а смертность на дорогах выросла более чем на 23 процента.

Увеличился и детский дорожно-транспортный травматизм. Так, по данным отдела Госавтоинспекции УМВД России по городу Омску, за 12 месяцев 2023 года на территории города с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет зарегистрировано 281 ДТП, в 2022 году было 211. В результате в 2023 году получили ранения 314 несовершеннолетних, из которых один погиб. В 2022 году получили травмы 225 несовершеннолетних, погибли два. В Госавтоинспекции отмечают, что рост детского дорожного травматизма отмечен на территориях всех административных округов города.

– Вопросы безопасности на дорогах – это вопросы государственной важности. Президентом ранее были определены национальные проекты, и в связи с поставленными задачами мы должны обеспечить снижение числа погибших на дорогах, – рассказал «Четвергу» начальник отдела ОГИБДД УМВД России по городу Омску подполковник полиции Сергей Лебедев. – В городе и области разработаны программы по безопасности дорожного движения, в рамках которых ведётся большая работа. Наблюдается улучшение качества дорожного покрытия, всё больше магистралей оснащается техническими средствами для грамотной организации дорожного движения. И всё же аварийность по-прежнему высокая. И основная причина этого человеческий фактор.

По словам Сергея Лебедева, в подавляющем большинстве случаев основной причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения его участниками. Более того, до сих пор, как бы ни ужесточали наказание, актуальна проблема пьяной езды за рулём. А есть аварии, происходящие по вине нетрезвых пешеходов. Для снижения числа ДТП необходимо эффективно воздействовать на правосознание водителей и пешеходов, что и пытаются делать сотрудники Госавтоинспекции.

– Нашими сотрудниками ведётся большая пропагандистская работа. Мы проводим специальные рейды, организуем соответствующие мероприятия в образовательных учреждениях города. Много сил направлено на то, чтобы привить культуру поведения на дорогах всем участникам движения. Кроме того, ежедневно контролируется дорожная ситуация в городе, – подчеркнул Сергей Лебедев. – Хочу ещё раз обратиться ко всем участникам дорожного движения: помните, от вашего поведения на дороге порой зависят жизни, соблюдайте правила дорожного движения и будьте внимательны.

Кроме этого, сотрудники Госавтоинспекции держат на контроле места концентрации ДТП, а также совместно с администрацией города Омска разрабатывают меры по изменению организации дорожного движения на данных участках с целью снижения количества аварий.

Недостигнутые цели

В последние десятилетия в России существовало несколько программ, направленных на безопасность дорожного движения. Так, уже ставилась задача уменьшить смертность на дорогах до 4 случаев на 100 тысяч населения нашей страны, она была обозначена в соответствующей стратегии. Это планировалась реализовать к 2024 году. Однако реализовать задуманное пока не удалось.

В то же время нельзя не отметить, что в стране уже который год реализуется программа «Безопасные и качественные дороги». И если сравнить качество магистралей сегодня и 10 лет назад, то прогресс становится очевиден. А каково же в этой связи непосредственное влияние качества дорожного полотна на аварийность? И насколько уместно применяются технические средства по безопасности при реконструкции дорог? Например, «Четверг» уже писал о том, что в последние годы после ремонта дорог появляется всё больше наземных пешеходных переходов. Но как мы видим, это мало решает проблему ДТП.

– Сегодня мы видим ситуацию принятия точечных мер по повышению уровня безопасности в городе. Однако без углублённого анализа это приводит лишь к перемещению очагов аварийности. К примеру, наставили пешеходных переходов на каждом шагу, автомобилисты стали объезжать эти участки по другим дорогам. В результате концентрация ДТП перенеслась в другие места, – комментирует доктор технических наук, почётный работник транспорта России Эдуард Сафронов. – А нормативы по безопасности должны быть не надстройкой к дорожным нормативам, а сразу войти в базис. Над ними необходимо активно поработать со специалистами, опираясь на научные подходы. Например, есть пособие «Транспортные системы городов и регионов», которое могло бы помочь в изучении этих вопросов.

По словам Эдуарда Сафронова, программы по безопасности дорожного движения в городах и регионах должны быть отнесены к социально защищённым статьям бюджета, так же, как льготы и пенсии, на которые идёт плановое, постоянное финансирование. Ведь от этого зависят жизни людей. Кроме того, должна быть оценка эффективности реализации этих программ и тщательный контроль.

– На протяжении долгих лет максимальная мобильность и экономическая эффективность дорожной инфраструктуры обеспечивались в ущерб безопасности, – считает учёный. – А развитие смешанного движения в России означает, что пешеходы и велосипедисты используют те же дороги, что и двигающиеся с большими скоростями транспортные средства. В то время как одной из ключевых стратегий обеспечения безопасной системы движения для пешеходов и велосипедистов является отделение этих особых видов использования дорог. Но, увы, у нас до этого далеко.

Кроме того, у нас продолжается рост автомобилизации, тогда как логичнее было бы сделать упор на развитие общественного транспорта, а также безопасного велосипедного движения.

Примечательно, что ещё в 2018 году Генассамблея ООН по инициативе России приняла резолюцию «Повышение безопасности дорожного движения во всём мире». Но пока собственным примером нам не подтвердить свои благородные намерения. Постараемся же это сделать. И специалисты, ответственные за организацию дорожного движения в городе, и мы, участники движения, кто пешком, а кто за рулём не всегда уважающие правила и чужое право на безопасность.

Ольга БОРОВАЯ.

Фото Андрея БАХТЕЕВА.

Важно

Места концентрации ДТП с участием пешеходов в Омске

Улица Бархатовой – пешеходные переходы у домов 8 и 10

Перекрёсток Нефтезаводская – улица 22 Апреля

Проспект Маркса, 15

Улица Лермонтова – 4-я Линия

Улица Лермонтова, 128

Проспект Мира, 58

Улица Арктическая, 52

Улица Семиреченская, напротив домов 78 и 79