Найти тему

Стоматологи & археологи: читаем по зубам

Иллюстрация к статье  И. Решетовой «Биоархеологические исследования (одонтологический аспект) на некрополе Московской духовной академии в 2014 году (г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра)»
Иллюстрация к статье И. Решетовой «Биоархеологические исследования (одонтологический аспект) на некрополе Московской духовной академии в 2014 году (г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра)»

Как связаны между собой археология и стоматология?

Существует довольно большое количество научно-популярных публикаций о том, какую информацию могут извлечь палеоантропологи даже из небольших фрагментов зубной эмали.

По изотопному составу азота и углерода, а также состоянию эмали можно получить данные о питании и перенесенных болезнях. Сравнение изотопного состава стронция в зубной эмали и содержание стронция в образцах среды, окружающей находку, позволяет определить, родился ли человек в этой местности, или он пришел из другого региона. По минеральному составу эмали молочных и постоянных резцов можно узнать, где находился человек в течение первых трех лет жизни. Даже из крохотных фрагментов дентина палеоантропологи могут извлечь ДНК — это бывает особенно важно в тех случаях, когда костная ткань плохо сохранилась.

Состояние зубов — одно из самых ярких свидетельств развития медицины того времени, когда было совершено погребение, причем не прорывных технологий и новейших открытий, а того, что устойчиво вошло в практику. Поэтому способы лечения зубов, пломбирования и протезирования могут точно указывать на время совершения погребения.

В 2014 году археологи ИАР РАН провели археологические исследования на некрополе Московской духовной академии (Троице-Сергиева Лавра). За время археологических исследований обнаружены 37 погребений, относящихся к различным хронологическим интервалам конца XIX – начале XX века. Здесь были похоронены преподаватели академии и студенты.

Антропологи исследовали методы лечения и протезирования зубов. Оказалось, что на останках конца XIX века нет следов медицинского вмешательства. Захоронения индивидов с обнаруженными следами проведенного лечения (пломбами, коронками и т. п.) относятся уже к XX веку. Технологии, которые были использованы при лечении, также несут следы времени: например, использование фосфат-цементных пломб (этот материал был изобретен в 1858 году химиком Ростайнгом), пломб из амальгамы (состав из серебряной пасты и ртути был разработан в 1895 году Г.В. Блэком и применялся вплоть до 60‑х годов XX века).

Пломбы на основе соединения ртути. Иллюстрация к статье  И. Решетовой «Биоархеологические исследования (одонтологический аспект) на некрополе Московской духовной академии в 2014 году (г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра)»
Пломбы на основе соединения ртути. Иллюстрация к статье И. Решетовой «Биоархеологические исследования (одонтологический аспект) на некрополе Московской духовной академии в 2014 году (г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра)»

В 1874 г. А. Витцель, основатель стоматологической школы Йенского университета, предложил методику частичного удаления (ампутации) пульпы с наложением антисептической повязки с фенолом и сулемовой пастой (хлорид ртути). В 1912 году немецкий врач-стоматолог Альбрехт предложил метод пломбирования инфицированных зубов с помощью резорцинформальдегидной пасты. Этот метод пришел в Россию только в 1923–1924 годах и из-за дешевизны и простоты применения получил широкое распространение. Недостатками резорцин-формальдегидного метода была высокая токсичность резорцина, а также окрашивание зубов в розовый цвет. Вещество розового цвета также было обнаружено в канале зуба под металлической пломбой одного из исследуемых индивидов.

Подробнее об этом можно прочитать в статье И. Решетовой «Биоархеологические исследования (одонтологический аспект) на некрополе Московской духовной академии в 2014 году (г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра)», опубликованной в сборнике тезисов второй ежегодной конференции «Археология и общество»: Археология исторических монастырских некрополей: методика, открытия, проблемы восстановления».