Как познакомить детей со старинной вышивкой. Пособие предназначено для воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, студентов профильных учебных заведений, заинтересованных родителей и всех любителей вышивки.
«Набор бумаги для занятий по орловскому спису» - это небольшая практическая часть авторской образовательной программы моей студии. Он состоит из листов с красно-синими узорами, взятыми с подлинной старинной вышивки.
Уникальная техника шитья встречалась только в Орловской области, отсюда и получила своё название. С более подробным анализом вышивки можно познакомиться в моих предыдущих статьях.
Традиционная вышивка орловский спис отличается необычностью как самого рисунка, так и мелкими заполнениями внутри него - узорчатыми швами –бранками. В старину вышивка чаще всего выполнялась на концах полотенец, которые служили дорогим памятным подарком, поэтому, как правило, вышивались рисунки со скрытым смыслом. Некоторые из таких образов – «Птица-Пава» и «Древо жизни».
«Птица-Пава» была пожеланием счастья, достатка и здоровья, а «Древо жизни» являлось большим деревом рода семьи. По бокам, снизу и сверху вышивка украшалась каймой-оберегом, пустые места заполнялись мелкими символическими знаками.
Техника списового шитья сложная, основа ее – знание композиционных закономерностей при составлении рисунка и точный счет при выполнении шва. Далеко не каждый воспитанник способен прочитать, понять и принять образную символику древних образцов, отделить ее от более поздних, более простых и ярких вышитых картин. Не менее сложно, чем обучение шитью бранками создание у учащихся мотивации к изучению приемов.
«Набор бумаги» удобен в использовании на занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста при первом знакомстве с традиционной культурой Орловского края. В этом возрасте детям хочется как можно быстрее получить готовый результат, но о вышивании на ткани пока речи быть не может. Аппликация из бумаги дает возможность запомнить названия и смысл бранок, а также позволяет в максимально доступной форме выполнить композицию вышивки в традиционной манере.
С помощью «Набора бумаги» вы можете придумать свой рисунок птицы или дерева для вышивки.
Для работы подойдет лист бумаги формата А3
Обычно вышивка на ткани выполняется в следующем порядке – контур, бранки, кайма. При работе на бумаге мы начнем в обратном порядке – с каймы, так проще будет организовать пространство листа.
В самом начале целесообразно вырезать полосы каймы-оберега. На нижнем крае листа расположим более тяжелые по цвету и размеру звезды, боковые стороны составляются из тонких полос, верхняя часть украшается мелкими «деревами», полосой «подузорник». При желании полосы каймы можно заменить нарезками из листов бранок, а звезды каймы использовать как символические знаки на свободном поле.
Второй этап – размещение элементов центральной части. Разложим листы с рисунком бранок и рассмотрим узоры.
Вырезание, размещение элементов, выбор узора бранок выполняется детьми самостоятельно.
Когда все элементы наклеены, обводим их красным фломастером, это – контур, который всегда присутствовал на орловском списе.
Нижний край своего «полотенца» можно украсить бумажным «кружевом». Для этого нужно сложить лист с «кружевом» по пунктирным линиям и вырезать узор. (Лист для вырезания "кружева" есть в наборе).
А это детские работы, выполненные с помощью набора цветной бумаги.
вот так можно оформить выставку к празднику в классе.
Подробный перечень необходимых материалов, последовательность работы и фотографии образцов есть в брошюре - методическом пособии, которое является приложением к "Набору бумаги". Там же даю описание двух наиболее распространенных мотивов орловского списа - "Древа жизни" и "Птицы-Павы".
С помощью «Набора бумаги» можно провести урок или мастер-класс для детей в любых условиях - школы, детского сада, летнего лагеря отдыха. Один комплект бумаги рассчитан на выполнение 5-6 аппликаций.
Обучающимся более старшего возраста, а также взрослым, решившим освоить технику вышивания, «Набор бумаги» поможет быстро научиться составлению эскиза, поискать варианты композиции будущего вышитого изделия, поработать по размещению отдельных элементов или создать самостоятельный декоративный объект по мотивам орловского списа.