Найти в Дзене
Область Знаний

Правда ли, что рост клеток мозга у взрослых прекращается?

Большинство людей убеждены, что с возрастом мозг перестает развиваться и в 50 лет «мозги уже не те». Правда ли это? Давайте разбираться. В 1913 году Сантьяго Рамон-и-Кахаль, отец современной неврологии, заявил: «У взрослого человека нервные пути представляют собой нечто фиксированное, законченное и неизменное. Все может умереть, но ничто не может возродиться». Этот постулат быстро стал центральной догмой нейронауки, которая сохранялась многие десятилетия. Однако в 1960-х годах появились первые доказательства того, что нейроны могут изменять свою структуру и функцию, сейчас это называется «нейропластичностью». Хотя мнение большинства оставалось неизменным и считалось, что «нервные клетки не восстанавливаются». И только в 1990-х годах ученые сделали прорыв, доказав, что мозг в развитии не останавливается, а наоборот регулярно генерирует новые клетки. Исследования показали, что каждый полученный нами опыт так или иначе способен изменить структуру нашего мозга. Так, в раннем возрасте мозг

Большинство людей убеждены, что с возрастом мозг перестает развиваться и в 50 лет «мозги уже не те». Правда ли это? Давайте разбираться.

В 1913 году Сантьяго Рамон-и-Кахаль, отец современной неврологии, заявил: «У взрослого человека нервные пути представляют собой нечто фиксированное, законченное и неизменное. Все может умереть, но ничто не может возродиться». Этот постулат быстро стал центральной догмой нейронауки, которая сохранялась многие десятилетия.

Однако в 1960-х годах появились первые доказательства того, что нейроны могут изменять свою структуру и функцию, сейчас это называется «нейропластичностью». Хотя мнение большинства оставалось неизменным и считалось, что «нервные клетки не восстанавливаются».

И только в 1990-х годах ученые сделали прорыв, доказав, что мозг в развитии не останавливается, а наоборот регулярно генерирует новые клетки. Исследования показали, что каждый полученный нами опыт так или иначе способен изменить структуру нашего мозга.

Так, в раннем возрасте мозг человека имеет многочисленные нейронные сети с высоким уровнем внутренней связи. Именно благодаря этому детям проще развивать таланты, учить языки и заниматься спортом.

Начиная с 40 лет ситуация постепенно меняется. Мозг начинает становиться менее связанным внутри этих отдельных сетей и более связанным глобально между сетями. Нам становится сложнее заниматься десятками разнообразных задач. Такие изменения влияют на наше сознание и мышление, нам кажется, что «мозги уже не те». Но это не так.

Для высокой работоспособности мозгу необходимы тренировки в любом возрасте. Каждый человек может найти варианты, которые будут доступны и приятны для него. Как правило, способы развития мозга принято делить на формальные и неформальные.

К формальным относятся специально разработанные программы и приложения, которые включают в себя различные упражнения на концентрацию внимание, совершенствование памяти и развитие скорости реакций. Например, игры на запоминание слов, картинок или чисел, игры на отслеживание объектов и нахождение различий, решение головоломок, судоку или составление пазлов.

Неформальные способы представляют собой любые виды деятельности и хобби, которые представляют интерес для человека. Это может быть чтение книг или статей, изучение языков и освоение навыков, занятия спортом, путешествия и много другое.

В мозгу человека есть области, имеющие потенциал для развития. И в 30, и в 40, и в 50 лет. Так эмоциональная зрелость и способность принимать решения развивается с каждым годом, а весь прожитый опыт имеет влияние на наше сознание. Мир вокруг нас меняется со стремительной скоростью, но вместе с миром меняемся и мы, а как следствие наш мозг. Чем больше мы будем его нагружать, тем крепче станут нейронные связи, тем быстрее мы будем думать и генерировать идеи, тем дольше наш мозг нам прослужит.