Выборы президента России - или почему надо многое менять в законе о выборах. Часть 2. Кандидаты и кандидатуры.
Выдвижение кандидатов на выборах - это не просто болезненная тема, а иногда и вопрос существования государства, полагаю, спорить с этим никто не станет.
И тем более удивительно, что в нашем законодательстве требования к "выдвиженцу" обозначены практически в одном пункте:
"Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства."
Там еще вроде бы много ограничений для тех, кто НЕ может быть избранным, но сводятся они, по сути, к короткой мысли, что не может участвовать в выборах преступник - что и так было бы странно, согласитесь.
Странно, что при постоянной отсылке к "супер-демократиям" типа американской, как-то обходится стороной факт того, что их система полностью исключает возможность появления на выборах СЛУЧАЙНОЙ личности.
Я вовсе не предлагаю отходить от прямых и всеобщих выборов президента, это было бы глупо - что годится для янки, то нам не всегда подходит!
А вот процесс выдвижения явно нуждается в коренной - чуть не сказал "перестройке", но это слово лучше не использовать в ближайшие лет 30 - корректировке.
Ведь всегда и везде при поиске кандидатов на замещение вакантной должности присутствуют строго прописанные требования к соискателю, так почему для должности президента их просто нет?
Никто не выберет генеральным директором завода дворника с неполным средним образованием, да и у актера даже с высшим театральным образованием шансы, скажем так, не великие.
Первое, что следует сделать - это исключить саму возможность для появления клоунов с подмостков.
Как именно? Самый простой вариант - введение "квалификационного ценза", то есть переформулировать текст статьи примерно так: ""Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет и находившийся к моменту выдвижения кандидатом на должности не ниже (...) в течение не менее (...) лет.".
На мой взгляд, занимаемая кандидатом должность должна быть всяко не ниже руководителя субъекта федерации или крупного промышленного объединения, ориентированного на развитие России.
И срок пребывания на этой должности обязан быть точно не менее президентского срока.
То есть, прежде чем сесть к кресло президента, претендент должен доказать свою способность руководить чем-то, кроме карликовой партии или салона красоты.
Это требование автоматически тянет за собой еще одно изменение - кандидатуры должны быть выдвинуты не за три месяца до выборов, а в начале срока свежеизбранного президента.
Чтобы избиратели в течение нескольких лет могли следить за кандидатами, за их успехами и провалами - и тут кандидаты должны быть готовы к тому, что называют сейчас словом "прозрачность".
Зато потом, к моменту принятия решения, избиратели не будут "голосовать сердцем", шарахаться в сторону при виде насиликоненных губищь "кандидатки" или пугаться случайного прихода любителей "просто пожрать".
А будут точно знать, за кого - и почему - они готовы отдать свой голос на выборах.
--------------------------
В следующей части материала хочу изложить свои соображения касательно требований к самым главным участникам выборов - избирателям.