В жизни бывает всякое - хорошее и плохое. Среди хорошего мы радуемся, плохое преодолеваем. Например, когда воля и решения близких выбивают у нас почву из под ног, мы не зеваем: хватаем за руку, закрываем двери, направляем в сторону - всё, чтобы спасти дорогого человека. Потому что мы знаем: вокруг водятся драконы, которые тащат нас к погибели. Отсюда заголовок наших размышлений: non draco sit mihi dux (лат.) - пусть не дракон ведет меня. Это слова из средневековой молитвы. Как бы то ни было, наша забота о других естественна - настолько, что даже про Иисуса есть похожая история:
"И стал Он рассказывать им о том, что Сыну Человеческому надлежит претерпеть много страданий, что отвергнут Его старейшины, первосвященники и книжники, что убьют Его, но через три дня Он воскреснет. Ясно и открыто говорил Он об этом. Петр же, отозвав Его в сторону, стал Ему возражать.
Но Иисус, обернувшись и посмотрев на других учеников Своих, укоризненно сказал Петру: "С глаз Моих уйди, искуситель! Не о Божьем ты думаешь, а о человеческом".(Мк 8:31-33, перевод Кулаковых)
Мы видим: Иисус рисует драматичный сценарий грядущего. Да, где-то там звучит нотка надежды, но она теряется в напряжении драмы. Всё это глубоко печалит Петра: "Нет, не надо! Давай по-другому!". Что ж, это естественно: для близких мы ищем лучшее. Ищем ровные и безопасные пути. Пусть опасности, трагедии и, тем более, драконы обойдут их стороной.
Иисус отвечает Петру: "Прочь с глаз моих, искуситель!". Дословно - "сатана". То есть, "Уйди, чёрт!". Согласитесь, это довольно грубо и мы редко бросаем такое своим друзьям.
Почему Иисус так суров? Может быть, Петром овладели какие-нибудь тёмные силы? Древние верили в такое... Может быть, он испортил красоту момента? Суетится, что-то бормочет... Или он полез не в своё дело? Как говорится, соблюдай дистанцию...
Петр искренне заботится о своём друге и учителе. Иисус ему очень дорог. Но, любовь Петра - это обычная человеческая любовь. Мы все такие: любим и хотим быть любимыми. Такими нас создал Бог. Мы поддерживаем и защищаем тех, кто нам дорог. Мы бережём их от драконов. Но, мы слепы и наша любовь тоже бывает слепой. Ведь мы смотрим на другого через призму своих страхов и ожиданий. И, порой, видим драконов там, где их нет - или сами летим к ним в пасть. Петр тоже слеп. Он упускает кое-что важное.
Среди своей жизни Иисус слышит зов Бога. Этот зов определяет жизнь Иисуса, даже если ведет в смерть и тьму, а надежда на хороший исход иррациональна и призрачна.
Иисус идет на этот зов - так Он осуществляет свою судьбу, где в каждом шаге видит (чувствует?) смысл и значение. А Петр видит (предчувствует) только утрату.
Я вижу здесь конфликт любви и призвания. Любовь человека говорит: Остановись! Не ходи, береги себя! Там драконы! Но, призвание неодолимо влечёт нас к осуществлению собственной судьбы. Каждый знает моменты, когда шаг вперёд - это шаг жизни. А шаг назад или в сторону - блуждание в сумерках. Застыл на месте - тонешь в трясине. Мы живем, пока идём вперед, к Предначертанному. Оно предстоит перед нами как предчувствие и представление - такое манящее и пугающее. А если нет - лишь существуем, как тени самих себя. Потому что, порой, единственный путь - сразиться с драконом. Вот, почему Иисус так суров.
Да, Петр - человек. Он видит как человек и говорит как человек. Мы точно такие же - нам не дано подлинно познать другого. От Петра скрыто, что в Иисусе любовь и призвание идут рука об руку. Любовь Бога неодолимо влечет Иисуса по пути призвания. И любовь человека, Петра, должна уступить любви Бога, чтобы Иисус осуществил свою судьбу. Ведь, подлинная любовь не претендует на жизнь другого. Подлинная любовь создает пространство для жизни другого, чтобы Предначертанное раскрылось во всей возможной полноте.
В жизни происходит всякое - например, наши близкие слышат зов Бога и видят пути Провидения совсем не так и не там, как мы хотим. Предначертанное в их жизни предстаёт не самым комфортным для нас образом - так бывает. Мы хватаем их за руку и тащим в сторону - чтобы "спасти". Так, дети исполняют наши мечты, близкие куют наше счастье, друзья ходят нашими путями. И, кажется, драконы где-то далеко... Но, разве это любовь?
Да, не каждый путь стоит шага - это очевидно. Но, также очевидно и другое: тайна призвания и личной судьбы стремится быть прожитой и воплощенной. Без этого вкус счастья, вкус жизни может остаться неизвестным.