Найти в Дзене
Захар Прилепин

СОЦРЕАЛИЗМ: ПРОСТРАНСТВО БОЛИ И МЫСЛИ

В ответ на каждый пост о соцреалистической живописи обязательно приходит один человек, который говорит про «лакировку действительности», ну и всё такое прочее: мол, не всё было так прекрасно, как на картинах.

Кто бы спорил.

Всё и всегда по разному.

Но, друзья мои. В соцреалистической живописи, как в любом настоящем искусстве - есть всё. Да, они хотели показать жизнь идеальную, формулировали этот идеал, рисовали «великую советскую мечту». Но у художников хватало сил и возможностей показать и тоску, и боль, и надорванность, и тьму кромешную, и слабость человеческую.

Да и просто - непарадных людей в непарадных условиях. Всему было место.

Но главное: было место живому человеку.

Кузьма Петров-Водкин. «Тревога». 1934
Кузьма Петров-Водкин. «Тревога». 1934
Юрий Пименов. «Осенняя станция». 1945
Юрий Пименов. «Осенняя станция». 1945
Сергей Ткачёв. «Одинокий рыбак». 1947
Сергей Ткачёв. «Одинокий рыбак». 1947
Герман Мелентьев. «Ушла». 1953
Герман Мелентьев. «Ушла». 1953
С. и А. Ткачёвы. «Матери». 1961
С. и А. Ткачёвы. «Матери». 1961
Юрий Боско. «Волгари». 1961
Юрий Боско. «Волгари». 1961
Гелий Коржев. «В дороге». 1962
Гелий Коржев. «В дороге». 1962
Виктор Иванов. «Семья». 1964
Виктор Иванов. «Семья». 1964
Виктор Попков. «Вдовы». 1966
Виктор Попков. «Вдовы». 1966
Евсей Моисеенко. «Матери, сёстры». 1967
Евсей Моисеенко. «Матери, сёстры». 1967
Герман Метелев. «Рабочее утро». 1968
Герман Метелев. «Рабочее утро». 1968
Николай Качинский. «Дети войны». 1976
Николай Качинский. «Дети войны». 1976