Есть такая профессия, совать свой нос куда не следует. Ладно, ладно, профессии может и нет, но нам нравится. Совать, исследовать, проникаться атмосферой былых времен и изучать историю не по страницам книг, а по осколкам пережитого времени. Так, недавно наш нос, а за ним и остальные части тела оказались на заброшенной фарфоровой фабрике.
Фабрика была закрыта в 2013, но проблемы там начались еще в 2003. Уже тогда началась процедура банкротства. Хотя правильней было бы сказать в 90ых, тогда у любой промышленности в нашей стране начались проблемы. В своем интервью последний директор завода рассказывает, что времена перестройки они пережили благодаря отдаленности предприятия от большого мира. Старались делать вид, что ничего не происходит, выплачивали вовремя зарплату и работали как и раньше. Спустя какое то время начались сложности со сбытом. Себестоимость фарфоровой продукции из России, оказалась значительно выше того же товара, например, из Беларуси. Основные затраты на производство это коммунальные услуги, а точнее газ, которым топят печи. И он почему то у нас был дороже.
Изначально печи топили дровами, поэтому при каждой такой фабрике был лесопильный цех. Позже все производства перешли на газ.
Для изготовления фарфора использовали специальную смесь, похожую на пластилин, заливали ее в формы, обжигали в печах при высоких температурах, окунали в глазурь и снова отправляли в горн. Так изделия становились гладкими и блестящими.
Через все производство, по этажам и сквозь цеха, проходила конвейерная лента, которая значительно облегчала человеческий труд при транспортировке изделий между цехами.
После того как изделие принимало нужную форму, будь то чайник, тарелка и статуэтка, она отправлялась в живописный цех. И здесь уже художники превращали посуду в шедевры и культурное наследие нашей страны.
Конечно, не вся продукция расписывались в ручную, в 70ых эта фабрика выпускала 12 миллионов изделий в год. Для массового производства чаще использовалась деколь. Помните переводные наклейки из детства? Вот типа того.
Если я правильно понял, то после художественного оформления продукцию снова запекали уже при более низких температурах вот в таких печах. Но это не точно:)
Вообще встречалась масса непонятных станков и приспособлений. Посещая подобные места каждый раз жалею, что рядом не ходит знающий человек и не проводит экскурсию. Все приходится изучать потом, хорошо что у нас есть интернет. В отличии от этой фарфоровой фабрики.
Эта фарфоровая фабрика поставляла продукцию к Императорскому двору в царской России, выпускала агитационную посуду с изображением Сталина и лозунгами СССР, была эвакуирована во времена ВОВ и восстала из пепла после. Сейчас Кузнецовский фарфор это антиквариат, производство остановлено, стены рушатся, а бесконечные цеха захватывает природа.
Но были у фабрики и хорошие времена, я бы даже сказал великие. Так в 1921 году создается трест из Новгородских фарфоровых фабрик и на возрождение производства после революции направляют художника ГФЗ из Петрограда – Чехонина. Ученика Ильи Репина. Как и многие фарфоровые заводы периода 20-30х годов наш был включен в процесс пропаганды ценностей новой власти. В эти годы Сергей Васильевич разработал первые образцы так называемого агитационного фарфора – тарелки и блюдца с портретами партийных вождей и революционными лозунгами и эмблемами. Сейчас такая продукция весьма востребована у коллекционеров. Да и тогда была. Поэтому чаще всего оседала в частных руках, а не доходила до массового потребителя. Вот за такую тарелочку с нашего завода просят 125000 рублей. Серьезно? 125000. И это еще не самый дорогой ценник на фарфор, есть и выше, но с нашего завода нашел только это.
Были варианты и попроще, вот такие тарелки делали для рабочих столовых. Чуть позже, в 1930ых годах.
Во время Войны фабрику эвакуировали, а в 1944 отстроили заново. Многое было утрачено, но территорию разминировали, горны восстановили и уже в 1944 году выпустили первую продукцию. Сейчас же многие цеха выглядят как после бомбежки. Вот это помещение судя по всему служило музеем. Но говорят, что его содержимое первым кануло в неизвестность после закрытия завода.
Вот так, когда то обычная семья во времена царской России организовала это гигантское производство. После революции государство его отжало, а после девяностых вернуло в частные руки. Да, предприятие развалилось. Но бывшие сотрудники получили президентский грант, открыли на него фарфоровую мануфактуру, развивают музей и делятся опытом и знаниями с будущими поколениями. Они не дают умереть своей истории. И чтобы не происходило в нашей стране, как бы не менялся политический строй, кто бы не стоял у руля, главными в любом деле остаются люди. Неравнодушные, амбициозные, любящие свою историю.
Полное видео с этого места ищите на моем канале.