#игравбисер
Искусство глиптики, в принципе, лучше всего передает наследие античной малой формы - те же греческие и эллинистические инталия и камеи широко представлены в музеях мира.
Нам не всегда бывает доступна греческая скульптура (каждая новая команда гопников, именуемая себя прогрессивными христианами, лангобардами, тюрками, франками, да тем же Наполеоном) запросто переплавляли серебряные и бронзовые статуи на монеты и оружие, а мраморные статуи уничтожали очередные ревностные христиане.
В Европе сохранилась школа мелкой глиптики с античной преемственностью композиции, драматизма образа и лаконичности и четкости линий. Почти все влиятельные европейские (итальянские, прежде всего) семьи имели внушительные собрания камей, правда, до наших дней дошло мало что. А ведь Карл Брюллов постигал итальянскую школу живописи в том числе по таким вот божественно прекрасным камеям.
Современные камеи (хоть на церковные темы, хоть на бытовые), да простят меня боги, увы, откровенно страшны - нет ни мастерства, ни идеи, ни воплощения.
Но тут попала мне в руки не просто величественное произведение камнерезного искусства Италии самого начала 19 века, но и искусствоведческая загадка…
Камея изображает популярный сюжет со времен эллинизма - символическое изображение Дня и Ночи в виде двух богинь - двух прекрасных девушек - Богини Дня и Богини Ночи.
Возможно, это прижизненные портреты двух сестер, уж больно они персонифицированы.
День украшен яркими цветами, дышит радостью и свободой, на ее омули замер белый голубь, а Ночь - сосредоточенная юная дама с глубокой экспрессией образа, маками в волосах и полупрозрачной вуалью, непременной совой на груди.
Голова Дня смотрит открыто и радостно, Ночь же смотрит как бы вглубь себя и на месяц в небе низко над горизонтом, всем видом намекая на процесс скорого увядания и заката.
И тут загадка: День смотрит на расположенную в зените Звезду Волхвов, но все де ночную звезду, известный христианский символ доброй надежды .
Звезда Волхвов расположена в верхней точке небосвода, практически над головой Ночи, но та не видит эту Путеводную Нить, а видит лишь заходящий месяц. Спасительную ночную звезду суждено увидеть именно Дню и вместе со Днем всем людям, а Ночь так и останется прекрасной женщиной во мраке и печали.
День же, устремляя свои помыслы в том числе на ночной небосвод, получает весть о спасении мира и рождении Царя.
Обе богини обладают извсканными точеными профилями, лебедиными шеями, напоминают романтические образы Мадонн Филиппино Липпи.
Так художник (истинный наследник столпов Итальянского Ренессанса) символично передает библейскую идею о сне и бодрствовании, о разумной деве и неразумной, саму суть Благой Вести.
Я видела много камей с аналогичным мотивом, но идея со Звездой Волхвов встретилась мне впервые и вызвала восторг своей простотой и глубиной.
Невозможно насытиться и насладиться этой вещью сполна. Это шедевр на все времена и я благодарна моему лучшему другу, который передал эту вещь мне.
И да, сразу становится ясно, кто заслужил счастье, а кто - покой.
Звезду Волхвов еще и рассмотреть на небе надо, и последовать за ней, а куда как проще наблюдать за заходящим красивым Месяцем…
#италия #липпи #благаявесть
#камея #глиптика #звездаволхвов #липпи #день #ночь #точеныйпрофиль