Легендарная библиотека Ивана Грозного, она же Либерия (Либерея) уже ни одно столетие бередит умы (и фантазии) многих - и историков, и ученых, и аферистов, и даже Ватикан. За столетия история о легендарной библиотеке обрасла легендами и фальсификациями. А была ли она вообще?
Либерия - это гипотетическое собрание книг и документов, последним владельцем которых был Иван IV Грозный, который либо спрятал Библиотеку, либо она была утрачена позже.
Согласно легенде, Библиотека принадлежала византийским императорам и собиралась веками. Последним из императоров Византии был Константин XI, после падения Константинополя и бегства императорской семьи, Библиотека была вывезена в Рим. В Москву она попала в качестве приданного византийской царевны Софьи Палеолог, вышедшей замуж за московского князя Ивана III.
Софья прибыла в Москву в 1472 г, увидев последствия пожара 1470 г, она решила, что Библиотека должна храниться в надежном, недоступном огню месте. В качестве такого места она выбрала подвалы под церковью Рождества Богородицы в Кремле. А уже в 1473 г на Москву обрушился еще один ужасный пожар. Тогда выгорел весь Кремль, но книги, якобы уцелели.
Сыном Ивана III и Софьи был Василий III, он привлек известного тогда ученого Максима Грека к переводу Библиотеки. Об этом есть упоминание в "Сказаниях о Максиме Греке", но многие ученые считают эти записи более поздней подделкой.
К Ивану Грозному Библиотека перешла странным путем, по свидетельствам, он на нее "охотился", но кто кроме него еще претендовал на Библиотеку неизвестно. Высказываются предположения, что при Иване Грозном Либерия пополнилась библиотекой Ярослава Мудрого, а также значительно расширилась благодаря стараниям царя.
Одним из главных доказательств существования Библиотеки, наряду с упоминаниями в "Сказаниями о Максиме Греке" считаются письменные свидетельства протестантского пастора И.Веттермана из Дерпта (нынешний город Тарту в Эстонии, был построен Ярославом Мудрым, входил в состав Киевской Руси под своим первоначальным названием Юрьев), которого Иван Грозный в 1570 г пригласил для перевода книг из Библиотеки. Его слова приводятся в "Ливонской хронике" Ф.Ниенштедтом, там же указывается, что книги хранятся замурованными в двух сводчатых подвалах.
А в 1822 г профессором Дерптского университета Х.Х.Дабеловым среди неопубликованных бумаг архива города Пирну (Эстония) был, якобы, найден список книг из Библиотеки, получивший название "Список Дабелова". В списке перечислялось большое количество редчайших древних латинских и греческих сочинений, многие из которых не дошли до нас.
Однако подлинность Списка Дабелова вызывала сомнения с самого начала его нахождения, в том числе потому что сам Х.Х.Дабелов никому не показывал оригинал списка, только ее копию.
Исчезновение Либерии обычно относят к периоду после 1517 г, когда Иван Грозный удалился в Александровскую слободу (г. Александров).
Поиски легендарной Библиотеки начались почти сразу после ее предполагаемой пропажи. В архивах Ватикана есть документы от 1601 г, в которых указывалось на поиски Библиотеки по заказу Ватикана канцлером Великого княжества Литовского Л.Сапегой и греком П.Аркудием. Но они не только не нашли Биюлиотеки, а даже более менее достоверных сведений о ней не собрали. Также для Ватикана ее искал митрополит Газский П.Лигарида, в 1662 г прибывший в Москву.
Российские власти официально стали искать Либерию с 1724 г по указанию Сената. Толчком стали рассказы пономаря церкви Иоанна Предтечи, услышанные им от умершего уже дьяка этой церкви, который лично видел хранилище.
Раскопки проводили дважды, копали в пяти местах и ничего не нашли. После этого интерес к Либерии заглох и возродился только в XIX в.
Несмотря на мнение именитых историков о том, что Библиотека была утеряна в пожаре 1571 г., директор Исторического музея князем Н.Щербатов возглавил новые поиски. Одновременно с ним по личному поручению Александра III поиски проводил немецкий ученый Э.Тремер. Обе экспедиции завершились нулевым результатом.
В начала XX в поисками Библиотеки вплотную занялся археолог И.Стеллецкий. Он разыскивал Либерию и в Москве, и в Коломенском, и в Александрове, и в Вологде. Его поиски также были безуспешными. На продолжение расследования не было средств.
Еще одни поиски были предприняты в 1933 - 1934 гг с разрешения комендатуры Кремля. Был обнаружен белокаменный ход под Кремлем из угловой Арсенальной башни через среднюю Арсенальную башню до Арсенала. Несмотря на это в 1935 г поиски резко прекратились.
Очередные поиски начались в 1995 г по инициативе странного персонажа нашей действительности Г.Стерлигова (это который свой хлеб по 500 руб за булку продает, сейчас может и дороже). Было проведено несколько экспедиций в Александрове, Рязане и Вологде. В 1997 г был создан очередной совет по поиску Либерии, Ю.Лужковым были выделены весьма неплохие суммы, после, видимо, их распила, в 1999 г поиски прекратились.
О местонахождении Библиотеки есть более 60 версий, в том числе, фантастических. Быстренько пробежимся по самым популярным.
Главным претендентом на место хранения Библиотеки, конечно, является Московский Кремль - у Тайницких ворот на Житном дворе, на площади напротив Иностранной коллегии, напротив колокольни Ивана Великого, у Цейхгаузской стены в Круглой башне, Боровицкий холм, набережная Москвы-реки и Арсенальная башня.
Согласно популярной городской легенде, еще с одним местом хранения Библиотеки ассоциируется Дом Пашкова. Якобы при строительстве станции "Библиотека им Ленина" строители наткнулись на старинную подземную галлерею. В 1993 г на территории Дома Пашкова Центром археологических исследований были проведены геофизические исследования. Они выявили наличие подземного колодца диаметром 8 м и глубиной около 25 м, но дальнейшие исследования были свернуты.
Раскопками в еще одном предполагаемом месте нахождения Библиотеки - Коломенском занимались многие ученые, даже называется конкретное место в Коломенском - Голосов овраг.
Еще одним претендентом является город Александров. Туда, якобы, Иван Грозный увез Библиотеку, а, вероятнее, ее часть во время опричнины.
В этот же список хранения Либерии попал и город Вологда. Иван IV считал этот город своей северной резиденцией и проводил там много времени, также он проводил в Вологде большую перестройку города. Главным объектом для хранения Либерии называют Соборную горку рядом с Софийским собором, которой приписывают рукотворное происхождение. Внутри горки еще в начале XIX в. нашли обширные подземелья, разделенные надежными железными дверями. Место вполне подходило для тайного хранения Библиотеки. Однако вскорости бывший Вологодский епископ напечатал статью, в которой исключил возможность нахождения в этих подземельях Библиотеки - еще во второй половине XVII в под Соборной горкой были проведены раскопки в ходе которых были найдены схроны большого количества серебра и украшений. О чем в вологодских архивах есть многочисленные подробные записи.
Но споры вокруг Либерии велись не только в связи с ее сохранностью и возможностью обнаружения, но и по поводу ее существования впринципе, то есть привезения в Россию Софьей Палеолог, а также по составу Библиотеки.
Семья императора Византии покидала Константинополь экстренно, когда он уже был осажден турками. Крайне маловероятно, что они имели физическую возможность вывезти несколько обозов книг, при этом книги были далеко не единственной ценностью этой семьи.
Семья Палеологов, по свидетельствам того времени, сбежала в Рим почти ничего не имея. Врядли испытывающие нужду Палеологи "сидели голодали" на ценных дорогих книгах и не продавали их.
Кроме того, на Руси, как и во всей Европе, бумажных книг было очень мало, все они были дорогими штучными предметами, поэтому их судьбы довольно прозрачны, проследить их совсем несложно.
И даже если допустить, что Палеологи, несмотря ни на что, вывезли и сохранили ценные книги, и Софья привезла их в Москву, то какова вероятность, что они сохранились после многочисленных разрушительных пожаров в Москве? Очень невелика.
Критике подвергается и подлинность свидетельств о Библиотеке, в частности "Сказания о Максиме Греке", что часть писания, где упоминается о Либерии является более поздней вставкой.
Критике, с самого начала обнаружения, подвергался и "Список Дабелова". Авторство этого списка приписывают пастору Веттерману, но подлинника этого Списка никто не видел. Еще в Списке не указан его автор, что было нетипично в те времена. Кроме того, в списке находятся произведения, о которых вообще ничего неизвестно, хотя имена их авторов известны каждому школьнику, например, произведение Цицерона. Еще одним доводом скептиков является то, что ценность библиотеки явно преувеличена, скорее всего Софья Палеолог привезла с собой на Русь церковные книги, чтобы молиться на родном языке, а вовсе не произведения древнегреческих или древнеримских филиссофов.
Сейчас история с поискаими Либерии поутихла. Но наверняка через какое-то время мы услышим об очередных ее поисках. Для любителей загадок любые, даже самые разумные доводы, опровергающие их убеждения, не имеют значения.