В 1964 году концерн Fiat окрыленный своей удачной разработкой моделей с индексом 500/600 вывел на рынок совершенно новую машину, носившую внутризаводской индекс Tipo 100G. Автомобиль Fiat 850 был построен на той же платформе, но имел увеличенный до 850 кубических сантиметров силовой агрегат и соответсвенно увеличенную мощность. Новая микролитражка продавалась в двух версиях - normale/ super. С одной стороны назвать машину величайшим техническим прорывом было нельзя. Мощность обычной версии 34 лошадиные силы, а у "супер" 37. Да и максимальная скорость всего-то 125 км/ч. Однако от более утилитарного 600-го он отличался прежде всего внешностью. Вместо небольших круглых фар головного света он смотрел на дорогу широко открытыми глазами. В остальном, он практически полностью копировал своего более дешевого собрата. Заднемоторная и заднеприводная компоновка, правда багажник в передней части стал больше.
Машина пришлась по вкусу потребителям, ее даже стали экспортировать не только в страны Западной Европы, но и в США. Собирали эти микролитражки не только на родине, в Италии, но и в Испании, на заводе Seat и даже в Болгарии. Помимо стандартного кузова появился и семейный Familiare, в салоне можно было разместить 7 человек. Это был микроавтобус. Потом создали и его грузовую версию 850 Т. Машина для любителей погонять - Spesiale с увеличенной до 47 лошадок мощностью движка. А чуть позднее свет увидели купе и спайдер. Их не только оснастили дисковыми тормозами на передних колесах, но и установили в салон спортивные сидения и новые приборные панели. Хотя отдача силового агрегата так и не дотягивала до 50 сил.
Однако Карло Абарт, основатель компании Abarth, традиционно доводившей "до ума" стандартные итальянские машины решил "поиграть" с настройками казалось бы обычной модели. Так появились версии Fiat 850 c индексом ОТ или Omologato Turismo. Первоначально машины мало отличались от стандартной модели, однако потом специалисты центра начали работать с моторами и без увеличения объема смогли, за счет настроек поднять максимальную скорость и мощность. Так свет увидели версии OT 850 Oltre 130 OT 850 Oltre 150. Где Oltre можно перевести как более 130 и 150 км/ч. Поняв, что из моторчика больше ничего выжать не удастся мотористы предложили повысить объем до 1000 кубиков. И в период с 1964 по 1965 были представлены сразу три модели: Fiat-Abarth OT 1000 Berlina, Coupé и Spider. Первая как вы понимаете имела стандартный кузов, а две другие от ателье Bertone. Особняком стоит версия От 1000 OTS с модифицированной головкой блока. Интересно, что все эти модифицированные автомобили можно было купить. Вовсе не обязательно было обращаться в сам Abart, вы могли все заказать у дилеров Fiat. Даже кузовное ателье Bertone показывало работы Abarth. Для того что бы иметь возможность выступать на международных соревнованиях Карло Аборт даже подготовил омологированные под требования Международной автомобильной федерации (FIA) машины с индексами OTSS с мощностью в 68 сил и максимальной скоростью в 160 км/ч.
Через два года после презентации Fiat 850 свет увидела модификация так же подготовленная ателье Abarth с мотором от Fiat 124 объемом в 1300 кубов Fiat-Abarth OT 1300. Интересно, что в производстве эта машина обходилась даже дешевле, поскольку работы на увеличением мощности силового агрегата были минимизированы. Изменений по кузову почти не было, а колесные арки позволяли поместить в ниши более широкие шины.
Однако самой интересной разработкой можно назвать, показанный сразу после премьеры 850-го, Fiat-Abarth OT 1600 Berlina. Мотор, как следует из обозначения уже 1600 кубиков. Мощность этого движка, он неоднократно принимал участие в соревнованиях, доведена до 155 сил, а максимальная скорость до 220 км/ч. Такую модификацию никогда не продавали, но вдохновленный хорошим приемом посетителей салонов и положительной реакцией прессы Карло Абарт решается создать настоящих монстров.
Использовав в качестве примера для работ машину с силовым агрегатом объемом 1600 кубических сантиметров компания Карло представляет сразу две экстремальные версии - Fiat-Abarth OT 2000 Berlina Mostra и Fiat-Abarth OT 2000 Coupé America. Вес этих экземпляров составлял 750 килограммов. Мощность двигателя у Coupé America - 185 сил, а у Berlina Mostra - 209 "коней". Максимальная скорость 248 и 252 км/ч соотвественно. Главное отличие от стандартных моделей значительно увеличенная колея задних колес, дисковые тормоза на двух осях и видоизмененные крылья. Количество выпущенных экземпляров, по разным сведениям, составляет от 1 до 3 штук. Fiat не разрешил пускать их в серию.
Сейчас эти модификации оцениваются очень дорого. Ведь при такой динамике и мощности, они и правда легко бы могли дать форы Porsche 911 чей оппозитный двигатель с шестью однокамерными карбюраторами Weber выдавал всего 160 сил. Так что съесть немецкую машину на завтрак маленькому Fiat было не просто, а очень просто.
Аналогичное картина и с детищем американских автомобилестроителей Chevrolet Corvette C2. Правда мы не будем принимать во внимание модификацию Grand Sport c с четырьмя карбюраторами Weber и мощностью в 550 "коней". А возьмем для примера стандартную, базовую версию с мотором V8 Small Block в 350 сил. Так вот при пересчете соотношения веса к мощности малыш с Апеннинского полуострова и тут выберется в лидеры. Про динамические показатели я вообще промолчу.