Искусство Эйфмана я открыла для себя девять лет назад . И была покорена раз и навсегда. Я не «балетоман», на первом месте у меня драматический театр, поэтому и в опере, и в балете для меня важны содержание и драматическая игра. Постановки Бориса Яковлевича Эйфмана всегда основаны на интересной, глубокой драматургии с философским содержанием, в них есть главная мысль и идея, которую он раскрывает и доносит до зрителя. Это не балеты в привычном понимании, а хореографические драматические спектакли. Они не только доставляют эстетическую радость и поражают красотой формы, они трогают, заставляют сопереживать, дают сильнейший эмоциональный заряд.
В хореографических драматических спектаклях Эйфмана есть ряд особенностей.
Балеты идут под фонограмму, живого оркестра нет. Музыку подбирает сам Эйфман, это произведения или фрагменты произведений не одного композитора, а нескольких, тех, кто по мнению хореографа определяют духовный и эстетический облик времени действия, и отражают внутренний мир героев.
Перед началом обязательно надо купить программку и прочесть либретто, или найти информацию о балете в интернете, тогда происходящее на сцене не вызовет вопросов и можно просто наслаждаться и восторгаться или негодовать и возмущаться. У Театра балета Эйфмана много как горячих поклонников, так и не менее горячих противников. Каждому свое.
Я принадлежу к сторонникам и поклонникам хореографического искусства Бориса Эйфмана и считаю его гением! Многих своих знакомых «подсадила» на него, в том числе и поклонников классического балета. Сама могу смотреть шедевры Эйфмана бесконечно, каждый раз открывая новые грани, новые смыслы, наслаждаясь магией танца, любуясь изумительным исполнением. Всё, что делает Борис Яковлевич, находит отклик в моей душе.
Обычно три раза в год Театр балета Эйфмана проводит серию своих лучших спектаклей на сцене Александринского театра. И я каждый раз покупаю билеты сразу же, как открывается продажа , за полгода. Потому что знаю – потом их не будет. У Эйфмана всегда аншлаг.
Есть у Мастера цикл балетов, посвященных великим историческим личностям. «Чайковский», «Красная Жизель», «Роден», «Русский Гамлет», «Страсти по Мольеру». Мне посчастливилось , я успела посмотреть первые два балета из этого перечня. «Чайковский» и «Красная Жизель». Сейчас их нет в репертуаре театра, но поклонники Эйфмана не теряют надежды, что Борис Яковлевич их восстановит.
А вот о трех остальных я хочу сегодня рассказать. Тем более, что на балете «Русский Гамлет» я была не далее как в субботу.
Роден. Её вечный идол.
Премьера балета Бориса Эйфмана «Роден, ее вечный идол» состоялась в 2011 году. Я увидела его в 2015ом , это было мое первое знакомство с искусством Эйфмана после чего я сразу стала его поклонницей.
«Роден. Её вечный идол» посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. История их страсти и разрыва, нанесшего роковой удар по душевному здоровью Камиллы.
"Страсть, ненависть, отчаяние, ревность художника — эти и многие другие чувства насыщали их отношения. Связь Родена и Камиллы измучила, иссушила их обоих. Но именно она же придавала им внутренние силы для создания шедевров, оставшихся в веках. Это была парадоксальная любовь-ненависть, любовь-безумие, любовь-смерть.
На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии - обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений- вот к чему стремился я, сочиняя этот балет» - так говорит о своём творении Эйфман в аннотации, напечатанной в программке.
В «Родене» больше всего поражает то , как Эйфман создаёт телами танцоров образы реальных скульптур и композиций самого Огюста Родена!
Мы становимся свидетелями процесса творчества, шедевры гения рождаются на глазах зрителей. Роден лепит свои скульптуры здесь и сейчас. Ощущение, что перед нами глина, а не живые люди. Я не знаю, как артисты это делают! Но как прекрасно и возвышенно, как красиво передана обнаженность тел. Какая грация, мощь и сила заложена в живых скульптурах творца.
»Роден. Её вечный идол» - один из самых знаковых шедевров Эйфмана. Идеальный балет для первого знакомства с искусством гениального хореографа.
Русский Гамлет»
Этот балет так же одно из самых потрясающих творений Эйфмана .
«Герой нашего спектакля - молодой царевич Павел. Это период его светлых честолюбивых желаний и первых трагических катастроф. Это поиск своего ответа на вечное гамлетовское - «Быть или не быть» - слова Б. Эйфмана из программки спектакля.
В «Русском Гамлете»бессмертная трагедия Шекспира спроецирована на судьбу реальной исторической личности - сына Екатерины ll, будущего императора Павла l . Его действительно называли Русским Гамлетом , слишком ясны были параллели и схожи обстоятельства убийства короля в Датском королевстве и царя в Российской империи. Недаром при Екатерине ll, на театральной сцене никогда не ставили «Гамлета».
Сам Павел понимал своё родство с героем Шекспира. Есть даже исторический анекдот, на который ссылаются многие биографы Павла. Когда под именем графа и графини Северных наследник российского престола и его вторая жена путешествовали по Европе, при австрийском дворе к их приезду собирались сыграть шекспировского «Гамлета», но исполнитель главной роли отказался выступать, объяснив, что если он выйдет на сцену, то в зале будет два Гамлета. Австрийский император поблагодарил актера за деликатность и спектакль отменил.
Борис Эйфман соединил судьбы вымышленного героя и реального в один гамлетовский сюжет. Здесь есть всё -Гертруда и Клавдий, Офелия и Призрак. Есть эпизод с черепом и вечное «Быть или не быть»! И всё без слов, только на языке пластики. Это удивительно ! Потрясающе! Этот балет - шедевр сценического искусства. Драматичный и прекрасный.
Музыка Бетховена и Малера и совершенное отражение звука в пластике, впечатляющая сценография и оформление сцены , костюмы с сочетанием золотого, пурпурного, чёрного, белого цвета, завораживающая хореография, одухотворённые движения артистов и их актёрское существование, исполненное драматической глубины и психологизма, всё это создаёт ощущение полной гармонии и доставляет огромное эстетическое и духовное наслаждение!
Пересматривать «Русского Гамлета» можно бесконечно!
Что я и делаю ! Каждый раз не переставая восхищаться!
Декорации в балете «Русский Гамлет» условны и роскошны одновременно. И есть один нюанс- чтобы в полной мере оценить все достоинства этого эйфмановского шедевра, надо брать билеты не на 3 ярус. К сожалению оттуда картина будет выглядеть неполной, т. к. не видно, что происходит у задника, в глубине сцены. Верхний горизонтальный занавес заслоняет обзор.
Страсти по Мольеру или Маска Дон Жуана
Балет Бориса Эйфмана на музыку В.А. Моцарта, Г. Берлиоза и Ж.-Б. Люлли.
«Страсти по Мольеру или Маска Дон Жуана» , на мой взгляд тоже одна из самых грандиозных, зрелищных и сравнительно новых постановок созданных Эйфманом в период пандемии . Это балетный драматический спектакль про великого комедиографа Жана Батиста Мольера .
«Наш балет - картина тяжкого удела великого творца, чьими чернилами была кровь, а платой за возможность создавать вечное- жизнь» - говорит Эйфман о своём новом творении.
«Страсти по Мольеру» ’захватывают и не отпускают с первого мгновения и до финала. Происходящее на сцене ошеломляет. Нам не только представляют биографию великого комедиографа, перед нами открывается путь его творческих исканий, источники вдохновения, которыми становятся, как это ни странно, самые драматичные минуты жизни Мольера.
Все чувства- любовь, ревность, гнев, отчаяние Жан Батист преобразует в творческую энергию и создаёт свои бессмертные комедии. «Школа жён», «Тартюф», «Дон Жуан», «Мнимый больной».
И что самое поразительное- мы видим здесь, в этом двухчасовом балете не только творца , но и сами творения, визуальное воплощение главных идей этих произведений.
Здесь понятно всё, хоть не сказано ни слова. Это поражает!
Правда, в этом спектакле поражает всё. Музыка и световые эффекты, виртуозная режиссура, эффектная , роскошная и зрелищная сценография, цветовая гамма, костюмы.
Изумляет и восхищает драматический талант артистов балета Бориса Эйфмана . И конечно их пластика!
Порой кажется, что то что они делают выходит за рамки человеческих возможностей.
Про балеты Эйфмана я могу говорить бесконечно. Но на этом пока заканчиваю. В следующий раз расскажу, как Борис Эйфман осмысляет и воплощает на сцене произведения русской классической литературы.
А вы знакомы с Театром балета Эйфмана ? Какие постановки смотрели? Какие впечатления они оставили? Пишите в комментариях , поговорим о прекрасном!
Благодарю за внимание к моему каналу. Рада каждому новому подписчику.
Если статья понравилась, отметьте пожалуйста 👍. Это помогает продвижению.
До встречи!