Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл статей об особенностях вооружения и снаряжения бойцов РККА. И сегодня поговорим о том, сколько магазинов к пистолету-пулемету (дисков к ручному пулемету, лент к станковому пулемету) имел боец Красной армии в боевой обстановке на конец 1944 - начало 1945 годов (ссылка на другие статьи цикла будет в конце).
Небольшое введение
Материал для этой статьи собрался сам собой - в ходе сбора материала для статьи о том, как в подразделениях и частях РККА осуществлялось боепитание или, проще говоря, снабжение патронами подразделения, ведущего бой.
Вопрос этот "всплыл" в ходе обсуждения статей, в которых сравнивались огневые возможности стрелковых подразделений РККА и иностранных армий (Германии, Британии), и звучал в том ключе, что более высокая огневая мощь стрелкового оружия подразделения РККА компенсировалась малым количеством боеприпасов (дескать, немцы в стрелковом отделении вермахта все были увешаны лентами к МГ-34, а красноармейцы имели пару-тройку дисков к ДП, в крайнем случае - до семи штук (один на пулемете и шесть в коробах), а дальше - хоть партбилетами заряжай).
Как оказалось, словосочетание "взводный (ротный) пункт боепитания" известен не всем, и я начал "копать".
Ну и, как часто бывает, копаясь в источниках по одной теме, понемногу "подкопал" материал по другой теме, имеющей отношение к первой частично. Но все равно интересной, поскольку позволяет не только судить о том, сколько снаряженных магазинов к пистолету-пулемету (дисков к ручному пулемету, лент к станковому пулемету) полагалось бойцу "по штату", но и сколько было в боевых частях фактически.
Но - обо всем по порядку.
Сколько магазинов (дисков, лент) было положено?
Начну с того, что на каждый выпущенный на заводе пулемет Дегтярева пехотный полагалось по двадцать или двенадцать дисков (пулемет Дегтярева авиационный - двадцать четыре диска, пулемет Дегтярева танковый двадцать четыре или двенадцать дисков). По крайней мере на 1932 год (имеется соответствующий документ тех лет), но вряд ли объемы производства сильно изменились к Великой Отечественной войне.
Сколько дисков имел при себе ручной пулеметчик точно установить не удалось, но носимый боекомплект составлял 98 патронов, т.е. два диска (причем оба НЗ) и еще шесть дисков могли нести помощники (эти диски расходовались в первую очередь).
О том, сколько барабанных магазинов выпускалось к каждому пистолету-пулемету Шпагина можно судить по статистике производства на Вятско-Полянском оружейном заводе № 367 - в 1942 году завод произвел 531.630 пистолетов-пулеметов и 1.542.140 магазинов к ним. Но следует отметить, что в 1943 и 1944 годах на каждый выпущенный на заводе ППШ-41 приходилось два выпущенных на заводе барабанных магазина, при этом часть пистолетов-пулеметов комплектовалась двумя, а часть тремя барабанными магазинами, с 1944 года перешли на комплектацию либо двумя барабанными магазинами. либо шестью коробчатыми.
В целом это совпадает с тем количеством магазинов, которые полагались бойцу, вооруженному пистолетом-пулеметом - на каждый ППШ бойцу выдавалось три барабанных магазина (один в пистолет-пулемет и два в специальные подсумки, которые носились на ремне (в одном из них была масленка)).
И количество барабанных магазинов к ППШ совпадает с боекомплектом, который должен был носить с собой боец с пистолетом-пулеметом в конце 1944 года - 210 патронов (напомню - один барабанный магазин к ППШ = 71 патрон).
Следует отметить, что помимо снаряженных магазинов, часть боекомплекта боец получал в неснаряженном виде - в пачках или россыпью.
Станковый пулемет (системы Максима) обеспечивался боекомплектом в двенадцать коробок с пулеметными лентами (3.000 патронов). Весь боекомплект перевозился при станковом пулемете, а в расчете были два специально выделенных подносчика.
Питание патронами осуществлялось из ротного и взводного патронных пунктов, которые командиры взводов и рот были обязаны организовать в ходе оборонительного или наступательного боев (причем ручные пулеметы получали патроны из ротного пункта боепитания).
Сколько магазинов (дисков, лент) было по факту?
А вот с "фактом" все было гораздо авантажнее.
В частности, шифровка, направленная из 235-й Стрелковой дивизии в штаб 103-го Стрелкового корпуса и датированная 29 января 1944 года, сообщает о том, что в частях был проведен переучет пулеметных лент, дисков и магазинов к ППШ и ДП, который показал, что в наличии:
"702-й стрелковый полк:
- автоматов 345, к ним магазинов 401 штука;
- ДП - 26, к ним магазинов 37;
- станковых пулеметов 8, к ним лент 49 штук.
801-й СП:
- автоматов 373, к ним магазинов 444;
- ДП - 30, к ним магазинов 60 штук;
- станковых пулеметов 12, к ним лент 36 штук.
806-й СП
- автоматов 400, к ним магазинов 447 штук;
- ДП - 50, к ним магазинов 140 штук;
- станковых пулеметов 29, к ним лент 88 штук".
При этом указывалось, что цифры - наличие магазинов и лент в боевых подразделениях после того, как к ним были переданы магазины к ДП и ППШ, изъятые
"из тыловых подразделений, учреждений и штабов магазины к ППШ и ДП изъяты, оставлены только по одному к ДП и ППШ".
Не лучше дела обстояли и в начале 1945 года: в шифровке из штаба 47-й армии, направленной в штабы корпусов и дивизий 12.1.45 в 23.51 пишется:
"Поверка показывает, что автоматическое оружие нужным количеством магазинов и дисков не обеспечено... Требую к исходу 13.1.45 обеспечить каждый автомат 2 дисками и каждый ручной пулемет 3 магазинами, на станковый пулемет иметь по 10 лент".
О выполнении распоряжения и наличии указанного количества магазинов, дисков и лент ответственные командиры должны были доложить за личной подписью к утру 14.1.45.
Имеются и другие приказы, касающиеся обеспечения стрелковых подразделений недостающими магазинами и дисками, которые в первую очередь забирались у тыловиков.
Небольшой комментарий "Исторического оружиеведения"
Судя по всему, магазины, диски и ленты требовались фронту постоянно, вне зависимости от того, терялись ли они или просто приходили в негодность (например, в 1 квартале 1943 года завод по производству СВТ-40 сделал 25.000 дополнительных магазинов (а также 15.000 штыков и 15.000 шомполов) - исключительно для ремонта).
И мне вспомнился один эпизод, прочитанный в мемуарах ветерана Великой Отечественной войны.
Уже ближе к концу войны рассказчик находился где-то в тылу (выздоравливающий), и как-то утром зашел к ним замполит и весело спросил:
- Что нового? Что наши взяли? Слышали?
- Не только слышали, но и видели, товарищ майор!
- Это как?
- Да вот так - взяла маршевая рота у нас 200 шапок и айда на запад, немца добивать...
И кстати, в связи с хронической нехваткой барабанных магазинов к ППШ и постоянной поставкой новых - как-то бледно выглядят твердящие о том, что "бубны" к ППШ были подогнаны строго под автомат и с другим работать отказывались...
Цикл статей о нюансах боепитания будет продолжен.
Не пропустите!
Как теряли штыки в РККА, можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!