В этой статье мы окунемся в глубь одних из самых известных городских подземелий России. Система штолен - "Сокские-1" в г. Самара.
Сокские штольни расположены в поселке Волжский, городском округе Самары, у реки Сок, примерно в 30 км. от центра Самары.
Разработка Сокских штолен с целью добычи химически чистого известняка началась в 1930 году и велась вплоть до 1961, затем местное рудоуправление решило проводить добычу открытым способом – рядом со штольнями организовали карьер, который проработал до 1980-х годов, и был закрыт в связи с полной выработкой, сейчас он тоже заброшен и доступен к посещению.
На момент окончания подземных работ общая протяженность всех тоннелей Сокских штолен равнялась примерно 53 километра, что является вторым результатом по России. На настоящее время сохранилось только 28 километров штолен, остальное было уничтожено деятельностью карьера.
Прежде чем попасть внутрь, желательно обзавестись картой штолен, чтобы не заблудиться и найти самое интересное в этом внушительном лабиринте:
Вход в штольню расположен на склоне горы, буквально напротив входа организована автомобильная парковка и рядом расположен единственный на всю округу продуктовый магазин. От парковки до входа меньше сотни метров нужно перейти ЖД пути и преодолеть небольшой подъем.
Фотографию входа делал уже после выхода из системы, на тот момент было уже темно, но днем тропинка ко входу прекрасно читается и заблудиться там невозможно.
На входе посетителей встречает предупреждающий плакат, в нем описаны основные правила нахождения внутри, а под плакатом действующий журнал посещения, в который рекомендуют записаться, указать сколько людей в группе, дату и время входа, а после посещения указать время выхода.
По мимо внесения себя в журнал необходимо соблюдать все остальные требования на плакате, особенно касается надежного яркого освещения, без света выбраться из штолен практически невозможно, это очень сложный лабиринт и в полной темноте здесь оказаться смертельно опасно.
При посещении мы двигались от входа в левую часть системы, исследуя отмеченные на карте места интереса, фотографии которых я покажу в этой статье. Все фото сделаны в одно посещение осенью 2023-го года.
Первым местом на нашем пути стал искусственный мост, наверное, самое масштабное сооружение, построенное диггерами в подземельях. На карте отмечено под №13
Никакой полезной функции этот мост не несет, это скорее арт-объект, которых в этой штольне не мало.
После моста мы отправились в дальнюю часть штольни, так как там было скопление интересных мест, помеченных на карте. Добрались до одного из ПБЛов - Подземного Базового Лагеря, где спелеологи или диггеры собираются.
Здесь оборудован стол, скамьи и, кажется, лежачие места, возможно, кто-то здесь даже ночует.
В штольнях местами сложно передвигаться из-за большого количества обломанных крепей и опор, которых в этой системе в действительно много. Удивительно как всё держится без них.
Местами укрепления целые, но ходить под ними даже страшнее чем рядом с упавшими. Визуально в каменном потолке больше надежности, чем в этих укреплениях.
Следующее место интереса отмечено на карте под №12 - "Водокап". Представляет из себя капающую с потолка воду на искусственную конструкцию из полиэтилена. Как не странно, в самой системе достаточно сухо, и только в этом месте присутствует влажность и протечка подземных вод.
Совсем рядом еще один примечательный объект - №10 "Фрагмент узкоколейки" - небольшой кусок железной дороги, по которой когда-то катались тележки с рудой. В доступной части системы "Сокские-1" не так много сохранившейся узкоколейки, но она еще осталась в соседних штольнях, о которых я в будущем напишу отдельный материал.
Следующее место на пути №16 - "Сторожевой Форт"
Далее №19 "Качели", практически в самой дальней левой части системы
Немного дальше качелей следующее место - тупиковые ворота, тут же метка №3
В соседнем штреке метка №2 - один из ПБЛ-ов, на мой взгляд самый грязный. Находиться внутри шатра просто невозможно из-за запаха.
Это место можно считать самой дальней доступной частью штольни, дальше только обвалоопасные участки, перед которыми можно встретить такие предупреждения:
Следующая метка на карте №15 - "Паутина". Честно сказать, я даже представить не мог, что там будет, а оказалась действительно - паутина.
К тому же она здесь и не одна, на метке под номером 11 тоже скрывается паутина и остатки мотовоза.
От мотовоза практически ничего не осталось:
Рядом со второй паутиной под №8 на карте отмечена "Классическая костровая крепь"
И последняя посещенная точка интереса - №17 "Вагонетка на потолке" - еще один арт-объект, который может удивить и обескуражить посетителей:
На этом наше подземное путешествие по заброшенной системе штолен "Сокские-1" подходит к концу. На прогулку по основным местам, с учетом фотографирования, ушло более трех часов, а чтобы осмотреть все одного похода будет недостаточным, да и на самом деле всё довольно однообразное, если бы не места интереса, тут был бы только лабиринт с препятствиями в виде обваленных крепей и завалов. В будущих путешествиях обязательно посмотрим Сокский карьер и систему "Сокские-2".
Координаты входа в подземную систему штолен "Сокские-1": 53.4148061, 50.1491286
Что еще посмотреть в Самаре:
Благодарю за внимание. Буду рад вашим реакциям, комментариям, а также подпискам на Яндекс.Дзен канал. Обо всех наших путешествиях, раньше всего, Вы можете узнать в моём Instagram - S_Grez или VK - S_Grez. Там же, в закрепленных альбомах, лежат все сторис с наших поездок.