«Капитализм сегодня — это система, при которой один процент населения имеет столько же денег, сколько остальные девяносто девять. Это безумие!» (с) Майкл Мур.
Здравствуйте. Посмотрел я, значит, сериал «Корпорация» (в другом переводе — «Монстры корпораций), выходивший в 2018—2020 годах. А потом я с удовольствием посмотрел его ещё раз. Да-да, не удивляйтесь: иногда я смотрю и сериалы, хотя вообще-то терпеть их не могу. Почему?
Кажется, что большинство подобного рода произведений — либо длиннющая жвачка для школьников и домохозяек, либо УГ-контент для УГ-людей. Но наш сегодняшний пациент совсем не УГ. Или почти не УГ, и его можно назвать приятным исключением. Местами он скучноват, но в целом очень и очень неплох. Давайте-ка я расскажу вам о корпорации монстров… эээ… то есть о монстрах корпораций. А вы уж сами решите, надо оно вам или нет. Поехали!
Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
***
«Монстры корпораций» рассказывает о серых и ярких буднях американского офисного планктона. Преимущественно мы наблюдаем трудовыебудни двух работников: Мэтта и Джейка. Мэтт — постоянно сонный бородач, мечтающий открыть пивоварню и бросить тупую работу, а Джейк — депрессивный дядечка, карьерист с умным взглядом, но большими бедами с башкой.
Что ещё можно сказать про главных героев? Если ты смотрел «Бойцовский клуб» по книге Чака Паланика, ты должен уловить авторскую отсылку на образ Мэтта, особенно в первой серии. Мэтт — вечно уставший, невыспавшийся винтик корпоративной системы, что при удобном случае переломает его и выплюнет на помойку. И он это прекрасно понимает, но с работы увольняться не спешит: где ещё ему заплатят хорошие деньги и дадут страховку за перекладывание бумажек?
К сожалению, «Монстры корпораций» так и остался незаконченным, своё детище авторы бросили буквально на полуслове (исписались, видимо), и мы уже никогда не узнаем конец истории Мэтта. Остался он работать в корпорации или уволился и наконец-то открыл пивоварню? Послал он к чёрту лицемерное начальство или же и сам стал важным начальничком, забыв про мысли о свободе? Это так и останется загадкой. А жаль.
«Знаешь, что такое капитализм? Это когда все тебя имеют». (с) из к/ф «Лицо со шрамом».
А как насчёт Джейка? Мужик склонен к депрессии, явно начитан и насмотрен. Он далеко не дурак, и тяжко ему потому, что он, видите ли, умный. Короче говоря, у него горе от ума. Да и плота у Джейка нет, и прежних ошибок груз тянет его на дно (бутылки или бассейна, или всё единовременно). А ещё и работать приходится в подобном состоянии. Жиза жизненная, не правда ли?
В молодости Джейк играл дерзкий антикорпоративный панк-рок: всякие там «к чёрту корпорации, к чёрту власть и деньги; мама, посмотри на меня: я на пути в ад!»... Но только время прошло, и что мы видим? Мы видим офисную планктонину по имени Джейк, которой некуда деваться из паутины капиталистической гонки за баблом. Как и все, Джейк пожизненно участвует в крысиных бегах, но мечтал-то он немного о другом… Иронично!
Как я уже сказал, Джейк работает в огромной транснациональной корпорации. А потому свои юношеские потуги на бунт он давно оставил в прошлом, и отныне Джейк готов идти по чужим головам ради повышения на работе. Он хочет в будущем стать сильным мира сего и всем говорить нечто вроде михаило-ефремовского: «Так уж сильно пострадал? Я его вылечу. У меня денег до**я»… Злая сатира? Да. Жизненно? Ну ещё бы!
«Если предложить хорошую цену, капиталисты продадут и саму верёвку, на которой их же и повесят». (с) Владимир Ленин.
Итак, Мэтт и Джейк работают младшими руководителями в серьёзной компании. В очень. Серьёзной. Компании. В общем, они ещё не нормальные начальники, а так: травинки чуть повыше других, но с хорошим заделом на карьерный рост. Зубки показать они толком ещё не могут, но люди их уже побаиваются. Группа «Кровосток» в песне «Зашёл, вышел» чётко описала подобных людей:
«Кто точно этот х**ла по должности? Я не скажу.
Чья-то обслуга обслуги, какахер в третьем ряду».
Над двумя балбесами стоят другие два балбеса: Джон и Кейт. Джон — лысый неврастеник-баскетболист, а Кейт — хитрая тётка со змеиным взглядом. Эти два персонажа раскрыты гораздо хуже персонажей Мэтта и Джейка, и мы тоже так и не узнаем их как людей (кроме пары индивидуальных особенностей, что нам всё же показали).
Но вот сами актёры играют действительно круто, и это отчасти спасает ситуацию: образам Джона и Кейт веришь, и сразу же вспоминаешь своих далёких знакомых из категории блаженных небожителей. А заодно и фантазируешь: что же ждёт таких людей дальше? В принципе, то же, что и всех: гроб, могилка, шестнадцать цифр на граните и лицемерная фраза а-ля «помним, любим, скорбим». Ну, разве что гроб будет у них подороже, а могилку выкопают на каком-нибудь элитном кладбище.
«Капитализм — это законный рэкет правящего класса». (с) Аль Капоне.
Над всеми винтиками организации стоит он: Великий и Ужасный Кристиан ДеВилль, глава транснациональной корпорации «Hampton DeVille». Пожалуй, он наиболее харизматичный персонаж из всех представленных, хоть ему отведено не так уж много экранного времени. Кристиан — высокий, злой, беспринципный лидер огромной компании, чьё сердечко нет-нет да и сожмётся от грусти и одиночества (в одной из серий нам покажут, о чём грустит акула капитализма).
Кстати, обратите внимание на игру слов: имя «Кристиан» и фамилия «ДеВилль», а также английское слово «Devil». Заметили? Всё верно: это отсылки к «дьявольской» сути Кристиана. Жаль, но авторы не пошли дальше и не развили эту игру слов до полноценной сюжетной интриги. Можно было бы сделать что-то в духе «Адвоката дьявола» с Аль Пачино и Киану Ривзом (но тогда сатира превратилась бы в триллер). Короче: игру слов авторы начали и бросили. Издержки малого бюджета? Непродуманность сценария? Боязнь оскорбить тонкие чувства сатанистов-капиталистов? А ДеВилль его знает!
Итак. Корпорация «Hampton DeVille» действует во всех отраслях производства: от еды до космоса. Эта фирма показана зрителю Злобной-Захватившей-Мир-Корпорацией, но по факту она выглядит как обычная шарага с кучей придурковатых работяг. Но я не хочу придираться к малобюджетному произведению; оно не для того и не об этом.
«Капиталист тоже считает, что он трудится; однако его «труд» заключается в присвоении результатов труда других людей». (с) Фидель Кастро.
***
Собственно, «Монстры корпораций» снят в жанре комедии положений. Мэтт и Джейк (а иногда и другие персонажи; их здесь достаточно много), постоянно вляпываются в дурацкие ситуации и пытаются всё разрулить, пока об этом не узнало начальство или сотрудники-стукачи. Вообще, в «Монстрах корпораций» наглядно показан главный принцип развитого капиталистического общества: хочешь жить — умей вертеться. Хочешь хорошо жить — умей предавать и паскудничать… Серии смешные, а ситуации страшные.
К примеру, однажды Мэтт попадает на курсы повышения квалификации, которые ведут дипломированные мертвоглазые инфоцыгане. В серии высмеивается культ «успешного успеха», но смех тут не ради смеха, — образ жизни инфоцыган и вся ситуация с курсами даёт понять, что это своеобразная ловушка: если отказаться от участия в курсах, то возрастает риск вылететь с работы; а если согласиться, то высок риск лишиться последних остатков человечности. Придётся выбирать.
«Буржуазия очень любит так называемые «положительные» типы и романы с благополучными концами, так как они успокаивают её на мысли, что можно и капитал наживать и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время счастливым». (с) Антон Чехов.
В другой серии к Джейку приходит старый друг его детства — Чёрный Депрессивный Пёс, и после общения с ним Джейк резко засобирается на тот свет. А всё потому, что Пёс начнёт свою старую песню о главном: дескать, зачем тебе дальше жить эту дерьмовую жизнь? Ты — дерьмо, и мир — дерьмо, и в целом, как пела славная группа Slipknot, «people equal shit»…
Наслушавшись Чёрного Депрессивного Пса, Джейк даже кошачий лоток перестанет чистить: ради чего его чистить, если кошка всё равно насрёт? Ты — дерьмо, и мир — дерьмо, Джейк… Железная логика, прям и не поспоришь. А зачем дышать, если выдохнешь? А для чего жить, если умрёшь? А зачем кушать… Ну, вы поняли. Всю серию Чёрный Пёс Джейка прямо-таки источает уныние и бессмысленность, и теперь я знаю, кто иногда сидит рядом со мной на диване… Пошёл прочь, псина сутулая!
«Поражает, какой мерзостью является система капитализма, которая не может обеспечить своему собственному народу ни занятость, ни достойное здравоохранение и образование; которая не может предотвратить развращение молодёжи наркотиками, азартными играми и другими пороками». (с) Фидель Кастро
Смешные и не очень ситуации с конкретными людьми перемешаны с общей атмосферой большой компании и офисной движухи, где:
- частенько случаются дни рождения (а значит, можно на халяву пожрать вкусняшек);
- начальство просиживает штаны на бесконечных заседаниях в целях сэкономить на работягах и сохранить свои высокие зарплаты;
- старожилы корпорации травят байки из молодости (стрелка часов стояла на 12, а люди были богатыри — не вы!);
- простые работники всячески убивают рабочее время за пасьянсом и порно (ну не работать же на работе, ага?);
- кто-то постоянно создаёт красивые презентации в PowerPoint (он удачно нарисовал одну-другую, и теперь делает их в режиме 24/7).
Список действий и персонажей можно продолжать; большинство из них нам покажут в «Монстрах корпораций». Узнавайте и ужасайтесь. И смейтесь, так как только едкий смех поможет полноценно воспринять весь абсурд и весь ужас, притаившиеся под маской сатирического сериальчика.
«Конечно, у бедняков денег нет, то есть у них нет больших денег. Если у них и есть, то какие-нибудь жалкие гроши. Но бедняков-то ведь много! Если каждый бедняк наскребёт хоть небольшую сумму да принесёт нам, то у нас соберётся порядочный капиталец и мы сможем хорошо поднажиться». (с) Николай Носов.
***
Перейду к итогам. «Монстры корпораций» понравится зрителю при следующих условиях (полагаю, чем их больше в его личном опыте, тем сильней будет восторг):
- У зрителя имеется продолжительный опыт работы в офисе, будь то амбициозная конторка по продаже привозного ширпотреба или же бюджетное учреждение с пенсионерами у руля.
- Зритель любит чёрный, абсурдный юмор и злой сарказм, а ещё он постоянно шутит на грани леща.
- Зритель уже ловил пару-тройку эмоциональных выгораний: depression is my profession, на улице rain — на душе pain, но он почему-то до сих пор живой.
- Обычно зритель встречает Новый год с бутылкой вина, котом и фильмом «Плохой Санта». Любимая сцена: Санта сидит в машине и дышит угарным газом.
- Зрителю надоела подобная жизнь до полного осатанения, но он не знает, что с этим делать, кроме как выйти погулять из окна многоэтажки. Или хотя бы посмотреть «Монстры корпораций», что будет гораздо полезней и лучше для всех.
«Всё, не только земля, но и человеческий труд, и человеческая личность, и совесть, и любовь, и наука, — всё неизбежно становится продажным, пока держится власть капитала». (с) Владимир Ленин
Что ж, я не пожалел, что посмотрел «Монстры корпораций». Жаль, но к третьему сезону всё резко сбавило обороты и чёт приуныло. Думаю, это же поняли и авторы, и потому бросили всё на полпути. «Монстров корпораций» даже не закончили: ни скомканно, ни тупо; просто никак. Авторы оборвали струну, — и до свидания. Теперь я знаю: бывает и такое.
Но первые два сезона — конфеты, какие ещё поискать надо. Серии смешные, иногда грустные, местами они неудачно косят под «Чёрное зеркало», но почти каждая из них — шедевр длиной в 20 с лишним минут. Потратьте рабочий обед на пару серий «Монстров корпораций», и вы поймёте, о чём я говорю. Или же не тратьте, — пообедайте и возвращайтесь на работу.
Отчёты сами себя не напишут. Или пошли бы все они в пешее эротическое путешествие? Выбор за вами. Спасибо за ваше внимание.
«Общество, устроенное на принципах наживы и обогащения, общество, в котором с младенчества человек выращивается как конкурент и соперник другому человеку (а в бизнесе иначе нельзя), будет производить чудовищ, оплакивать жертв крокодильими слезами и производить новых». (с) Константин Сёмин.
***
Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:
- Группа ВКонтакте: https://vk.com/bookwoed
- Канал Дзен: https://dzen.ru/bookwoed1
- Канал YouTube: https://www.youtube.com/@bookwoed2
***
Использованные картинки (в порядке появления):
- Веб-страница «Paramount Comedy первыми в России покажут сериал «Корпорация»»: https://yar.dom.ru/news/paramount-comedy-pervymi-v-rossii-pokazhut-serial-korporatsiya
- Кадры из сериала «Монстры корпораций» (2018—2020 гг.): https://www.kinopoisk.ru/series/1111925/