Этот фильм шёл в советском кинопрокате с 15 августа 1980 года. Советский дубляж киностудии "Мосфильм". Удивительное дело, но при всей проамериканской пропаганде, которая возвеличивала посредственную в целом страну, лучше чем сами американцы никто про них не снимал и правду. Например, изначально всем здравомыслящим людям было понятно что ни на какую Луну американцы никогда не ступали. Страна, проигравшая в пух и прах Советскому Союзу космос (запуск спутника, вылет в космос, выход в открытый космос), вдруг перепрыгнула через все ступени и оказалась впереди? Ну кто в это поверит всерьёз? И этим фильмом по сути дан своеобразный ответ: что же произошло на самом деле тогда, когда шарлатан Нил Армстронг вдруг стал "звездой".
Фильм можно посмотреть у меня в Живом Журнале ЗДЕСЬ.
Итак, правительство Соединённых Штатов Америки объявляет о запуске на Марс космического корабля "Козерог-Один" с тремя астронавтами на борту.
Но в системе жизнеобеспечения корабля обнаружен неустранимый дефект. В случае запуска астронавтов ждёт неминуемая гибель. Отмена запуска "Козерога" нанесёт большой моральный и материальный ущерб ряду влиятельных людей Соединённых Штатов.
Под нажимом монополий и с молчаливого согласия правительства руководители полёта устраивают чудовищную инсценировку.
"Козерог-Один" стартует без астронавтов, а экипаж остаётся на Земле и вынужден имитировать высадку на Марс в специально оборудованном для этого телевизионном павильоне.
При возвращении на Землю в результате технических неполадок "Козерог" сгорает в плотных слоях атмосферы. Правительство вынуждено официально объявить о гибели всего экипажа.
Астронавты понимают, что их не оставят в живых, и устраивают побег...
В фильме конечно очень глупый счастливый финал. Одному из астронавтов удаётся сбежать и прийти на собственную поминальную службу на кладбище. Телекамеры сразу берут его в объектив и правда теперь раскрыта. Бла-бла-бла. Разумеется такого финала не могло быть в реальной жизни.
Режиссёр фильма "Козерог-один" Питер Хайамс начал думать о фильме о космической мистификации во время своей работы над трансляциями миссий "Аполлон" для CBS. Позже он размышлял о, так называемой, "высадке" "Аполлона-11" на Луну: "Произошло событие действительно огромной важности, свидетелей которого не было. И единственное подтверждение, которое у нас есть ... поступило с телевизионной камеры".
Позже он уточнил:
Всякий раз, когда в новостях появлялось что-нибудь о космическом полёте, они отправлялись в студию в Сент-Луисе, где проводилась симуляция происходящего. Я вырос в поколении, где мои родители в основном верили, что если это было в газете, то это было правдой. Это оказалось чушью. Моё поколение было воспитано в вере, что телевидение - это правда, и это тоже было чушью. Итак, я наблюдал за этими симуляциями и задавался вопросом, что произойдёт, если кто-то сфабрикует целую историю.
Хайамс написал сценарий в 1972 году, но никто не хотел его снимать. Он говорит, что интерес к сценарию возродился из-за Уотергейтского скандала.
Сам фильм смотрится в целом легко, но серьёзность тематики под конец скатывается в фарс. Режиссёр словно боялся как бы чего не вышло. Комедийная сцена в конце с лётчиком Альбеном, сыгранным харизматичным Телли Саваласом, превращает картину в пародийный боевик. "Убери свою идиотскую башку, извращенец!" - это фраза из советского дубляжа голосом Юрия Саранцева стала одной из визитных карточек фильма.
Поэтому фильм можно условно разделить на три части: вначале серьёзная тема, потом вялотекущая попытка придать напряжённости, а в конце просто комедия. Как бы чего не вышло...