Отзыв о книге:
Книга интересная, сюжет захватывающий, есть и детективная линия и приключений достаточно, кроме того в книге всплывают известные личности, что придает сюжету некую изюминку. Конечно после прочтения, первым делом я полезна проверять исторические факты в сеть. И действительно, можно сказать, что кое-что совпадает, но все таки автор притянул "за уши" эти исторические факты в свою книгу. Лично меня коробило от неприязненного отношения к большевикам, выставление исторических фигур предателями, да и вообще всех большевиков большим злом, но это личное мнение автора. Тем не менее любителям приключенческого детектива рекомендую данную книгу.
Кто же автор, нам пока не известно, но мне кажется что 5-я книга Дело Черных дервишей и 6-я книга "Дело двух Феликсов" одного автора, и возможно это действительно Акунин.
А на очереди у меня 7-я книга "Хроники преисподней". Обязательно поделюсь отзывом и составлю краткое содержание.
Подборка проекта Анонимус постоянно обновляется. Подписывайтесь на мой канал, чтобы ничего не пропустить.
Книга была прослушана в аудио формате в исполнении А. Клюквина, это было прекрасно!
Краткое содержание. Осторожно СПОЙЛЕР:
2021 год. Старший следователь Орест Волин приезжает во Францию к своей девушке, парижанке Ирэн Белью. Ирэн работает в парижской полиции и расследует дело об убийстве русского коллекционера и краже у него вещей, принадлежавших легендарному князю Юсупову, убийце Григория Распутина… …
Очередной мемуар Загорского рассказывает о событиях 1925 года. Бывшая возлюбленная Загорского Светлана Лисицкая, работающая натурщицей в Ленинградском художественно-техническом институте, случайно узнает о преступной схеме, с помощью которой из музеев воруют шедевры изобразительного искусства и переправляют их на Запад. Чувствуя нависшую над ней опасность, Лисицкая отправляет Загорскому телеграмму, прося его о помощи. Загорский просит ее приехать в Москву.
Лисицкую убивают в поезде. Загорский не может оставить это дело без расследования. Совсем скоро Загорский понимает, что Лисицкая хотела сообщить о схеме продажи старинных картин, на полотнах которых накладывался новый рисунок и под таким прикрытием полотна вывозили из страны и продавали.
Загорский посещает главу ОГПУ, почетного чекиста Феликса Эдмундовича Дзержинского с просьбой оставить его (т.е. Загорского) в покое, убрать всяческую слежку, т.к. "заговоров против советской власти не затеваю, преступлений никаких не совершал и даже мошенничеством не промышляю". Дзержинский же тоже имел к Нестору Васильевичу дело особой важности.
Дзержинский сообщает, что некие расторопные жулики уже взялись переправлять из России на Запад холсты старых мастеров. При этом, судя по всему, холсты они берут не из частных коллекций, а из собраний музеев. Это стало ясно, когда в связи с грядущими продажами взялись за инвентаризацию. Оказалось, что из запасников пропало немало полотен. Конечно, в большинстве это были картины не первого ряда, но, тем не менее, вполне востребованные на западном рынке. Усложняется дело тем, что СССР тоже начало продажу предметов искусства. Неловкость ситуации состояла в том, что нельзя было понять, входят ли пропавшие картины в число тех, которыми торгует само государство, или это самодеятельность жуликов. Таким образом, он, Дзержинский, оказался в чрезвычайно деликатном положении. Возможно, утечка картин за границу инспирирована сверху и, пытаясь настичь похитителей, он настигнет совсем не того, кого ожидает. Например, выяснится, что к этому приложил руку большой друг СССР Арманд Хаммер. Однако оставить воровство совсем без внимания невозможно. Во-первых, речь о национальном достоянии. Во-вторых, хищения по-настоящему крупные. И, наконец, музейные работники взбудоражены. Если ничего не предпринимать, вся история станет известна как у нас, так и за рубежом. Загорский соглашается на предложение чекиста. Загорскому и Ганцзолину выдают "корочки" чекистов.
Ганцзолин совершает вылазку к мистеру Арманду Хаммеру, чтобы выяснить не является ли Хамер заказчиком картин. Братья Хаммеры — Виктор и Арми — были, без сомнения, главными американцами Советского Союза. В 27 лет Арманд представлял в СССР интересы тридцати семи американских компаний, в том числе таких гигантов, как корпорация Генри Форда. Офисы в Нью-Йорке, Берлине, Лондоне, Риге и, наконец, в Москве, на Садовой-Самотечной, в двух шагах от Кремля. Справедливости ради стоит сказать, что торговое представительство американских фирм было лишь частью бизнеса братьев Хаммеров, причем частью малой, надводной, как это бывает с айсбергами. Подлинное же, по-настоящему любимое дело Арманда Хаммера заключалось в скупке и переправке российских драгоценностей на Запад, в первую очередь — в Североамериканские Соединенные Штаты. По итогам разговора Ганцзолин делает вывод, что Хамер в нашем деле не при чем.
Загорский направляется Ленинградский художественно-техническом институт, ведь именно там работала Лисицкая. Там они заприметили студента 2 курса с красными от слез глазами Сергея Леграна и решили с ним переговорить, который совершенно откровенно сообщил детективу о том, что подарил полотно со своим рисунком Лисицкой, а потом это полотно с него начал требовать начальник хозяйственной части и очень настойчиво требовать. Дескать, каждый холст подотчетен, и нельзя выносить их за пределы института. А когда холсты пропадают, с него снимают стружку. Но Лисицкая полотно отказалась возвращать и Леграну пришлось соврать, что полотно было продано. Вскоре у Лисицкой появился некий ухажер. Загорский порекомендовал Леграну взять академический отпуск на год и уехать.
Загорский с Ганцзалином отправились к начальнику хозяйственной части, но нашли его мертвым у себя дома.
На похоронах Лисицкой Загорский примечает молодого человека, и понимает, что это и есть убийца. Начинается погоня, но как бы не старались наши герои, догнать загадочного молодого человека им не удается.
Загорский решает навестить Леграна, но другой студент института сообщает, что по адресу Легран не живет, а так же выясняется, что Легран не тот за кого себя выдает. Загорский и Ганцзолин устраивают засаду на адресе Леграна. Сбежавший от Загорского и Ганцзалина, молодой человек, он же - убийца Лисицкой появляется возле дома, где устроена засада, скрывается в подъезде, а затем и в квартире Леграна. Наши герои выламывают дверь, но уже поздно, Легран сбежал через открытое окно, а незнакомец, только что вошедший, лежит с ножом в груди. Легран бежит в Париж.
Тем временем Загорского направляют во Францию в качестве дипкурьера вместе с напарником Мезенцевым, бывшим красным командиром, воевавшим с Колчаком.
Феликс Юсупов, отправившись в гости к Хуби (египетской миллионерше), встречает Нестора Загорского. Загорский сообщает, что из петербургского дома князя большевики сделали музей и в музее этом демонстрируют его же собственные картины и антиквариат! Юсупов приглашает Загорского пожить к себе в дом.
"Загорский отвечал, что хлеба у них пока хватает, однако красные затеяли индустриализацию. На это им нужны огромные средства. И средства эти они получат, продавая музейные ценности. Глупость несусветная, конечно, но люди и вообще не очень хорошо соображают. Особенно, если глаза им застят большие деньги. Так вот, некий хитрован в СССР уже наладил сбыт шедевров из России на Запад. Теперь нужно найти не только этого человека, но и того, кто принимает здесь эти шедевры.
— И каким же образом я могу быть вам полезен? — недоумевал Юсупов.
О, это очень просто! Украденное выставят на аукцион, но он может быть сорван, если хозяин продаваемых ценностей предъявит на них свои права. После этого нужно будет надавить на организаторов торгов, чтобы они выдали имя продавца. Затем можно установить всю преступную цепочку.
— И кто же предъявит права на лоты, — спросил Юсупов, — неужели семейство Романовых?
— Нет, разумеется, — отвечал Нестор Васильевич. — Романовы тут ни при чем. Претензии предъявите вы.
В результате Феликс Феликсович получит назад свои вещи, а Загорский узнает имя заказчика похищения. И оба останутся в выигрыше."
Загорский обнаруживает за собой слежку. Следит за ним тот самый студент, который сообщил ему не так давно, что Легран не живет на своей квартире. Выясняется, что неудачливый шпион, по фамилии Раскольников, работал ни много ни мало на самого Арманда Хаммера. Идея Хаммера была выяснить, кто настоящий заказчик полотен, скомпрометировать его как в глазах западного сообщества, так и в глазах коммунистов, и обратить взгляд на себя, став связующим звеном между Россией и Западом по реализации шедевров. Единственной зацепкой был Легран, но самому следить за ним было слишком опасно, поэтому Раскольников попытался науськать на него Загорского и Ганцзалина, а затем двигаться за ними. Раскольников следовал за Леграном до самого Парижа, но тут след был потерян.
"Кстати сказать, кого Хаммер подозревает? Кто, по его мнению, мог организовать вывоз картин из СССР?
Антон Валерианович отвечал, что крупнейшим собирателем произведений искусства в Европе, безусловно, является Гюльбенкян. Галуст Гюльбенкян был чрезвычайно заметной фигурой в деловых кругах Европы и Азии. Один из богатейших людей мира, бенефициар и акционер крупнейших компаний и банков, создававший и разрушавший корпорации."
Раскольков вновь нападает на след Леграна, однако попадает к нему в ловушку. Раскольников встречается с Загорским и сообщает, что заказчик предметов искусства Галуст Гюльбенкян.
Хуби приглашена на аукцион, но Загорский уговаривает ее передать ему два приглашения в обмен на услугу. Хуби соглашается. Юсупов на аукционе узнает 2 фамильные ценности, вместе с Загорским они устраивают скандал по поводу продажи украденных предметов. Они выпытывают у организатора аукциона имя поставщика, это эмигрант, бывший офицер, Виктор Васильевич фон Варенбург.
Загорский встречается с Варенбургом, но в какой-то момент в комнату входит человек, с которым Нестору Васильевичу приходилось встречаться в поезде.
"он узнал в вошедшем вождя поездных налетчиков, на которых он натравил немецких штурмовиков. Загорский тогда про себя прозвал этого господина Контрразведчиком. Теперь тот глядел на Загорского, и в глазах его плескалась злоба пополам с изумлением. Загорский быстро отвел взгляд, но маскироваться было поздно."
Личность Загорскго раскрыта, на него наставлены пистолеты. В комнату входил Легран. Загорского хватают, сковывают в наручники и запирают в комнате.
В ходе беседы Загорского с Варенбургом Нестор Петрович узнает, что за всем этим стоит первый председатель главного концессионного комитета, заместитель Дзержинского по ВСНХ, Георгий Пятаков. Варенбург догадывается, что Юсупов знал о том, куда направился Загорский и направляет своих людей в дом Юсуповых.
Феликс Юсупов отправил с письмом в советское представительство о том, что Загорский в беде. В дом Юсупова приходят люди Варенбурга, пытаются убить.
Загорскому удается сбежать от Варенбурга, он узнает, что Мезенцев дипкурьер предатель.
Юсуповых спасет Загорский и Ганцзолин.
Сталин беседует с Дзержинским и пытается убедить железного Феликса не донимать Пятакова. Дзержинскому, после выпитого чай, предложенного Сталиным, становиться плохо.
"Благодаря деятельности Загорского в 1925 году удалось пресечь вывоз музейных шедевров за границу. Однако в 1928 году продажи коллекций возобновились, и занималась этим специальная контора Госторга под названием «Антиквариат». А курировал продажи тот самый Георгий Пятаков, которого безуспешно пытался спихнуть железный Феликс."