Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я предлагаю вам вспомнить трех замечательных людей, родившихся 11 февраля. Все они были современниками, наверняка знакомы друг с другом и оставили заметный след в нашей культуре. Кроме того, все они упокоились на Новодевичьем кладбище. Давайте начнем нашу небольшую виртуальную экскурсию
Качалов Василий Иванович (1875–1948)
Великий русский и советский актер. Один из ведущих актеров МХАТа на протяжении почти 50 лет, один из первых Народных артистов СССР.
К сожалению он почти не снимался в кино и почти не сохранилось съемок спектаклей с его участием. Однако он и сегодня продолжает жить в воспоминаниях современников, как одна из главных легенд русского и советского театра первой половины 20-го века. Ну и конечно все мы помним знаменитое стихотворение Сергея Есенина «Собаке Качалова»:
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне…
…Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться …
Василий Иванович Шверубович родился 30 января (11 февраля) 1875 года в семье православного священника, выходца из знатного белорусского шляхетского рода.
Учился в гимназии города Вильна (ныне Вильнюс) в одном классе с Феликсом Дзержинским.
Ещё будучи гимназистом увлекся театром и принимал участие во всех любительских спектаклях.
В 1893 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но увлечения театром не оставил. В одном из спектаклей драматического студенческого кружка его увидела Вера Комиссаржевская и пригласила молодого человека во время каникул отправится вместе с ней в гастрольную поездку со спектаклем «Бой бабочек».
В 1896 году окончательно делает выбор в пользу театра и поступает на службу в петербургский Театр Литературно-артистического общества. Тогда же берет себе сценический псевдоним Качалов в память об архангельском губернаторе Н. А. Качалове, с сыном которого был дружен.
В 1900 году был принят в труппу МХТ. Поначалу довольствовался небольшими ролями, но вскоре стал фактическим дублером Станиславского подменяя мэтра по мере необходимости. В 1905 году в одной из частных бесед Станиславский высказался, что Качалов, как актер значительно сильнее его и потому он уступает ему пальму первенства.
Говорят, что к концу первого десятилетия 20 – го века Качалов был одним из самых популярных актеров не только в Москве, но и во всей России.
Он играл роли широчайшего диапазона от Шекспира
до русской классики
и конечно же пьес современных ему авторов
Всего на Мхатовской сцене Василий Иванович сыграл 55 ролей, и каждая из них становилась событием. В 1922–1924 годах, гастролировал с МХАТом по Европе и Америке где имел оглушительный успех. После возвращения в Москву продолжал играть на сцене родного театра, а также много выступал на эстраде, как чтец. Записывал на граммофонные пластинки стихи Есенина, Багрицкого и других поэтов. Скончался 30 сентября 1948 года от тяжелого онкологического заболевания. Похоронен на 2-м участке Новодевичьего кладбища рядом с многими другими выдающимися актерами МХАТ.
Орлова Любовь Петровна (1902–1975)
Незабываемая звезда довоенного кино. В 30 – е- 40 годы прошлого века в Советском Союзе не было актрисы популярнее, чем Любовь Орлова. Каждый фильм с её участием становился событием и не сходил с экранов годами, постоянно собирая полные залы.
Родилась будущая кинозвезда 122 года назад в Звенигороде.
Её родители были выходцами из знатных дворянских семей. Мама Евгения Николаевна была родственницей Льва Николаевича Толстого, который неоднократно гостил в их доме. Любовь Петровна до конца жизни хранила тоненькую книжечку «Кавказский пленник» с дарственной надписью от «дедушки Толстого».
Артистические способности у девочки проявлялись с детства. Часто бывавший в их доме Федор Иванович Шаляпин прочил ей блестящую артистическую карьеру.
В семь лет родители отдали ее в музыкальную школу, которую она успешно окончила и в 1919 году поступила в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Одновременно работала тапером в нескольких московских кинотеатрах.
На третьем курсе, она оставила консерваторию. Спустя некоторое время она все же продолжила учебу, поступив на хореографическое отделение Московского театрального техникума имени А.В. Луначарского. Одновременно брала уроки вокала и актерского мастерства. Так что можно сказать, что великолепной, универсальной актрисой она сделала себя сама.
В 1926 году Любовь Орлова прошла конкурс в труппу Музыкального театра под руководством В.И. Немировича-Данченко. Одновременно с работой в театре много выступала на эстраде.
В том же году вышла замуж за Андрея Каспаровича Берзина заместителя начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия
Можно сказать, что это был брак по расчету. Высокопоставленный чиновник фактически содержал всю её семью.
В 1930 году Берзин был арестован и сослан в Казахстан. Повторно арестован в 1938 и осужден на 10 лет лагерей. Был освобожден вскоре после войны. Скончался в 1951году.
Дебют Орловой в кино состоялся в 1934 году и это были не «Веселые ребята», как принято считать, а фильм Григория Рошаля «Петербургская ночь» по произведениям Достоевского, где она сыграла главную женскую роль.
В том же году она снялась в одной из первых советских кинокомедий «Любовь Алены».
Но, конечно, всенародная слава и любовь пришли к актрисе после выхода на экраны фильма «Весёлые ребята». Григорий Александров увидел её на сцене Музыкального театра В. И. Немировича-Данченко в спектакле «Перикола» и был сражен не только её ослепительной внешностью, но и удивительным артистизмом, прекрасным пением, которое она совмещала с танцами.
Поскольку он как раз искал исполнительницу главной роли задуманный им фильм «Веселые ребята» он в тот же день познакомился с актрисой и тут же предложил сниматься без проб.
Сказать, что фильм «Веселые ребята» имел успех, значит, ничего не сказать.
Фильм шёл по всему Советскому Союзу, по радио и с грампластинок в каждом доме звучали песни из фильма в исполнении Любови Орловой и Леонида Утесова.
Впервые портреты актрисы появились на коробках конфет и других товарах, а открытки с её портретом продавались во всех киосках.
На этом фильме завязались отношения Орловой и Александрова, они стали мужем и женой и прожили счастливо более 40 лет.
Позже Любовь Орлова сыграла главные роли о всех фильмах Александрова, но наибольший успех пришёлся на музыкальные комедии
С 1947 года Любовь Петровна Орлова играла на сцене Театра имени Моссовета. Самая известная театральная роль Этель Сэвидж в спектакле по пьесе Дж. Патрика «Странная миссис Сэвидж», которую ей передала блистательная Фаина Раневская
Любовь Петровна Орлова скончалась 26 января 1975 года и была похоронена на 3-м участке Новодевичьего кладбища.
Григорий Александров пережил жену почти на 9 лет. Скончался 16 декабря 1983 года. Согласно его воле, был похоронен на третьем участке Новодевичьего кладбища точно напротив могилы Орловой, чтобы он мог вечно любоваться своей Любочкой.
Шадр Иван Дмитриевич (1887–1941)
Знаменитый русский и советский скульптор-монументалист.
Родился в городе Шадринск Пермской губернии в бедной рабочей семье. Фамилия при рождении Иванов.
В 11 лет был отдан родителями на скорняжную фабрику в Екатеринбург, откуда спустя два года сбежал и поступил в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу. Проучившись 5 лет, отправился пешком в Санкт-Петербург, где надеялся поступить в Академию художеств. После неудачной попытки перебивался в столице случайными заработками, в том числе пел на улицах удивительно красивым от природы голосом. Судьбе было угодно, чтобы юного бродягу услышал режиссёр Александринского театра М. Е. Дарский, который устроил его на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского Императорского театрального училища (оперное отделение). В училище Ваня все свободное от занятий время тратил на рисование и лепку. Его работы случайно попали на глаза И. Е. Репину и это стало ещё одним поворотом в судьбе молодого дарования. Илья Ефимович написал письмо в городскую управу города Шадринска с ходатайством о назначении стипендии талантливому уроженцу их города, который в будущем прославит его на весь мир. Власти пошли на встречу, и вскоре жадный до знаний юноша одновременно учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств Н. К. Рериха и Музыкально-драматической школе. В благодарность землякам за помощь, он взял себе творческий псевдоним Шадр.
В 1910 году для продолжения образования отправился в Париж, где учился у Огюста Родена и его любимого ученика Эмиля Бурделя. После окончания курса великий Роден дал Шадру рекомендацию на стажировку в Римский институт изящных искусств Вернувшись в Россию в 1912 году Шадр поступает в Московский археологический институт и одновременно работает на кинофабрике Ханжонкова – одного из пионеров российского кинематографа.
После революции и начала гражданской войны Иван Шадр отправляется в Омск что бы вывезти оттуда свою семью. В итоге поездка затянулась до 1921 года.
После возвращения в Москву Шадр активно включается в работу по воплощению в жизнь Ленинского плана монументальной пропаганды.
В 1923 году он принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, где в отдельном павильоне была устроена выставка его работ, имевшая большой успех.
В январе 1924 года Иван Шадр почти двое суток находится в Колонном зале Дома союзов где идет прощание с Лениным. Перед ним стоит задача невероятной сложности создать портрет ушедшего вождя. Не посмертную маску, не слепок, а именно портрет человека уже скончавшегося, но ещё, как бы находящегося здесь, перед нескончаемой чередой пришедших проститься с ним людей. Ведь тогда ещё не было известно о том, что тело будет забальзамировано и люди шли что бы последний раз увидеть Ленина.
Работа скульптор получила высочайшую оценку со стороны властей, и Иван Шадр становится основоположником Ленинианы в советской скульптуре.
Всего им было создано 16 скульптурных изображений Ленина. Творческое наследие скульптора весьма велико. Две его самых знаменитых и растиражированных работы это
и выполненная для установки в ЦПКО имени Горького
Сегодня мало кто знает, что моделью для последней скульптуры стала студентка Московского института физкультуры Вера Волошина
Она была настоящей героиней своего времени. В свободное от учебы время занималась в аэроклубе, прыгала с парашютом, отлично стреляла. 23 июня 1941 года пошла записываться на фронт добровольцем и добилась зачисления в разведывательно-диверсионный отряд «Смерть фашистам».
В конце ноября в составе боевой группы участвовала в налете на село Крюково под Наро-Фоминском. К сожалению, операция была неудачной. Прикрывая отход группы, Вера Волошина была ранена, попала в плен и была казнена.
В тот же самый день в деревне Петрищево погибла ее боевая подруга по отряду Зоя Космодемьянская. Однако, если гибель Зои получила широкий резонанс (о ней писали в газетах, говорили по радио), то подвиг Веры Волошиной не был так широко известен. О ней вспомнили только в 1966 году, когда в нашей стране широко отмечали двадцатипятилетие битвы под Москвой. Указом Президиума верховного совета СССР Вера Волошина была посмертно награждена Орденом Отечественной войны. 6 мая 1994 года указом Президента РФ Вере Даниловне Волошиной было посмертно присвоено звание Герой Российской Федерации.
Иван Дмитриевич Шадр был очень талантливым скульптором и художником, но, к сожалению, судьба, столь благоволившая ему в молодости, оказалась немилостива едва он перешагнул пятидесятилетний рубеж. В конце 30-х годов у него был диагностирован рак желудка и несмотря на все усилия светил из Кремлевской больницы в апреле 1941 года знаменитый скульптор скончался. Похоронен на втором участке Новодевичьего кладбища.
Автором надгробия стал скульптор Иосиф Рабинович
Здесь же в непосредственной близости от могилы Шадра можно увидеть три его работы на которые всегда обращают внимание посетители и обязательно показывают экскурсоводы.
Это могила знаменитого циркового артиста, клоуна и дрессировщика Дуров Владимир Леонидович (1863–1934)
памятник жене и музе одного из отцов – основателей МХТ Екатерине Николаевне Немирович-Данченко (1858—1938)
и надгробие Аллилуевой Надежды Сергеевны (1901–1932), второй жены Иосифа Виссарионовича Сталина
На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.