Найти тему
imhos

Модуль 1 Урок 4 Невыразимость Бога

Это четвертый урок первого модуля "Откровение о Логосе" курса христологии от Джона Краудера. Первый урок здесь. Курс состоит из 12 модулей.

Один из основных принципов касательно Бога — это Его невыразимость, Его невозможно постичь, понять, вместить. Наш ограниченный разум не имеет способности охватить Его. Мы можем задержать Бога, подобно тому, как задерживаем мяч в регби, но мы не можем охватить Его своими руками, не можем постичь Его, не можем объять своей головой. Он неисследим, невместим. Это есть невыразимость Бога.

Для меня невыразимость Бога — это один из основных и наиболее прекрасных аспектов Бога, вечная тайна. Вы можете прочесть в 1Тим.6:15-16.

«Бог, благословенный и единственный Правитель, Царь царей и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто не видел и видеть не может…»

Далее, Рим.11:33 «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»

«Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа» — говорит Иов в пятой главе. А в одиннадцатой главе он говорит:

«Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов.11:7)

Псалмопевец говорит:

«Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!» (Пс.138:6)

А Исаия говорит, т.е. Господь говорит:

«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь». (Ис.55:8)

Друзья, Бог превыше нашей способности описать Его. Невозможно разумом вникнуть в сущность Бога, невозможно спроецировать свои идеи на Божью природу, невозможно понять что-либо о Нем. Только Сам Бог знает Себя. Различие между творением и Творцом — вот что лежит в основании нашего познания Бога. Святой Августин сказал, что конечный не может постичь бесконечного.

Бог сказал в псалмах: «Ты подумал, что Я подобен тебе?» Но, провозглашая Божью невыразимость, мы исповедуем, что Он уклоняется, избегает всех наших утверждений о Нем, Он превыше нас. Псалмопевец говорит: «Величие Его неисследимо!» и «Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?» И далее, в тридцать девятом псалме: «Кто уподобится Тебе? Чудеса Твои превышают число, дела и помышления Твои непостижимы».

В Псалмах творится очень странная вещь — нас призывают провозглашать Ему хвалу, но говорится, что никто не способен возвестить всей хвалы! То же самое можно сказать и о богословии — нас учат познавать и говорить о Нем, но с другой стороны говорится, что Его пути превыше нашего понимания, Его пути непостижимы — вы не способны их постичь, Его пути несравненны — их ни с чем нельзя сравнить! Они неисчислимы, они больше, чем мы способны посчитать, невыразимы — больше, чем мы способны донести, необъяснимы — больше, чем мы способны объяснить.

Он лучше десяти тысяч других. Как же мы осмеливаемся делать такие переворачивающие и бессодержательные утверждения о Боге или втискивать Его в наши человеческие парадигмы консерватизма, либерализма, социализма, капитализма и евангелизма, католицизма — во все эти измы? Все создают такого Бога, который подтверждает их планы, это социо-культурно условный Иисус, ставящий одобряющую печать на нужную идеологию, ведь у всех есть наклейка на бампере с именем Иисуса, и он подтверждает их идеологию. Как мы осмеливаемся хвалиться, предполагая, что Он одобряет все лелеемые нами доктрины или втискивается во все наши богословские лагеря и течения, ведь мы не способны охватить Его?

В конце книги Иова, после того, как Бог показывает ему обширные хитросплетения сотворения вселенной, как Он соединяет плеяды, сотворяет китов в океане, глаза дельфинов, шмелей, — то Иов вынужден сказать: это лишь окраины путей Его, мы слышим о Нем лишь небольшой шепот.

Друзья, взгляните на абсолютную широту пространства-времени, вселенной, космоса, где в измерении есть другое измерение, вселенные внутри вселенной. И суть в том, что все это лишь тень по сравнению с необъятностью Его существа. Все хитросплетения — лишь одна капля в ведре по сравнению с вечным бесконечным Богом. Так же как и с Иовом — мы полагаем свою руку на уста и не можем сказать ничего.

Господь ответил Иову из бури: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» Иов отвечает Богу в 42-й главе: «Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал».

Друзья, разве не будет весьма мудрым для нас просто научиться закрывать свой рот? Мир бесконечных мнений, переполненный мочевой пузырь дискуссий о Боге в соцсетях, — что если мы научимся закрывать все свои ловушки и созерцать Его в безмолвии, чтобы пришли перемены?

Чем больше я углубляюсь в служение, тем больше я понимаю, что знаю лишь ничтожную крупицу. И тем менее, я на самом деле хочу говорить. Было бы прекрасно, если бы был международный день закрытых ртов в соцсетях.

Перейти к пятому уроку.

Этот курс в полном формате с тестами, а также другие курсы Джона Краудера можно найти в школе imhos.