Найти тему
imhos

Модуль 1 Урок 3 Божественная штуковина

Это третий урок первого модуля "Откровение о Логосе" курса христологии от Джона Краудера. Первый урок здесь. Курс состоит из 12 модулей.

Все люди строят свои божественные штуковины. Часто я провожу аналогию с магазином «Икея», совсем недавно мы говорили об этом. Вы же бывали в «Икее»? Это компания из Швеции, они делают качественную крепкую мебель. Вы приходите в магазин, вас там встречают мясные фрикадельки в ресторане, вы ходите и смотрите на всю эту мебель, видно, как она будет выглядеть в собранном виде у вас дома. Потом вы идете на склад, где огромные стеллажи с упаковками, на которых написаны названия по-шведски, с умлаутами, что-то вроде «шмёгенбёрген». Вы берете свою коробку со «шмёгенбёрген» и пытаетесь это собрать у себя дома — именно так мы и поступаем с Богом.

У нас есть куча различных представлений — «Бог есть Творец», «Бог всемогущ», «Бог свят» — что бы все это ни значило, — Бог есть то, Бог есть сё, — мы пытаемся собрать вместе эту божественную штуковину — «шмёгенбёрген», — и эта штука никогда не получается крепкой, она шатается, выглядит странно. Когда же вы собрали свой «шмёгенбёрген», построили свою божественную штуковину — вы выходите на тропу войны со всеми остальными, со штуковинами всех остальных людей. И как вообще понять, чье богословие вернее?

«Икея» дает вам в наборе комплект фурнитуры — дешевый крепеж, чтобы соединить детали мебели. Знаете, что это? — Это наш человеческий разум. Вот этим корявым инструментом мы пытаемся соединить вместе свою божественную штуковину из всех философских концепций, из всех, конечно же, библейских, но абстрактных концепций. А потом начинаем воевать друг с другом.

И вот в чем дело: все эти лагеря на самом деле не так далеки друг от друга, как мы думаем. По сути, они все стоят на одной и той же стороне — потому что противостоит им всем, противостоит созданному человеком божественному аппарату, нашим всевозможным метафизическим догадкам, нашей работе над созданием лоскутных стеганых одеял из различных мест Писания, — всему этому противостоит Сам Бог.

Все эти лагеря и деноминации имеют одну общую черту: их отправная точка — это подход снизу вверх, то есть, попытка понять Бога маленьким шестигранником своего разума. То есть, они начинают с человеческого разума, надменно пытаются подняться на уровень Бога, выстраивая аккуратненькие чистенькие наборы богословских ответов. Поэтому, неудивительно, что глядя на церкви, ты видишь беспорядок, все церкви разные, все говорят по-разному. Находясь в оппозиции гордости человеческой мудрости, находясь в оппозиции нашим богословским предположениям о Нем, под каким богословским соусом это не подавалось бы, понимаешь, что есть нечто большее. И это нечто есть Бог, вечная тайна, Бог, Которого невозможно постичь человеческим разумом, но Который четко раскрыл Себя в Иисусе Христе.

Понимаете, Иисус представляет Собой нечто совсем иное, чем попытка понять Бога снизу-вверх. Он есть движение ОТ БОГА к человеку, от Самого Бога, Сам Бог, пришедший явить Себя не через удобный набор метафизических идей, библейских лайфхаков или просто доктринальных принципов. Он явил все, что нужно знать о Нем в человеческой плоти. И для нашей человеческой плоти это не может быть яснее, не может быть более личным — Он пришел прямо «в шкуре» Адама, пришел как человек. Тем самым Он отбросил горы всех наших абстрактных идей.

Например, как можно абстрактно говорить о суверенности Бога? «Бог суверенен, Он управляет всем». Есть деноминации, подобные нашим кальвинистским братьям, которые обвиняют Бога во всем — Он виноват во всем зле, виноват в болезнях. Но приходит Иисус и исцеляет больных. Как можно абстрактно говорить о правосудии и святости? Иисус приходит и прощает грешников, переворачивает закон с ног на голову.

Все разговоры и познание Бога нам нужно начинать с личности Иисуса, не с богословских логических заключений, даже если вы вытащили их из Библии, ведь фильтруете-то вы все своим разумом. Ни один из пророков или патриархов не мог в полноте увидеть Бога. Иисус даже утверждал, что никто из них по-настоящему не знал Бога. У них были лишь проблески. Он сказал, что все, пришедшие перед Ним — это воры и разбойники. Это одно из наиболее скандальных утверждений Иисуса. Это бросает под каток и Авраама, и Моисея. Почему же они не могли увидеть более полную картину Бога? — Потому что невозможно найти Бога, невозможно понять Бога. Его невозможно обнаружить, Он лишь Сам может Себя явить.

Перейти к четвертому уроку.

Этот курс в полном формате с тестами, а также другие курсы Джона Краудера можно найти в школе imhos.