Найти в Дзене

ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО БЛОКАДА…

Сегодня 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. При этом слове всегда встают перед глазами кадры кинохроники с измождённым голодом лицами ленинградцев, трупы, завёрнутые в ткань, на саночках и отмеривание стольких-то грамм блокадного хлеба согласно именной карточки на хлеб. Именно с хлебом, с малым количеством этой нормы я всегда связывал блокаду. Фактически карточка на хлеб в моём сознании стала символом блокады. И думал, как люди вообще могли жить и работать, имея в день лишь маленький кусочек хлеба… Недавно посмотрел сериал «Банда «ЗИГ ЗАГ» о борьбе наших правоохранительных органов с немецкими диверсантами. Неплохой, держащий в напряжении детектив. Понятное дело, что это художественное кино, которое не обошлось без неточностей и ляпов, а где-то и откровенного вымысла, но в целом сериал понравился, а некоторые детали, особенно продовольственного снабжения, заставили начать поиск реальной информации. В своих поисках мне помимо воспоминаний жителей города, переживших

Сегодня 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. При этом слове всегда встают перед глазами кадры кинохроники с измождённым голодом лицами ленинградцев, трупы, завёрнутые в ткань, на саночках и отмеривание стольких-то грамм блокадного хлеба согласно именной карточки на хлеб. Именно с хлебом, с малым количеством этой нормы я всегда связывал блокаду. Фактически карточка на хлеб в моём сознании стала символом блокады. И думал, как люди вообще могли жить и работать, имея в день лишь маленький кусочек хлеба…

Недавно посмотрел сериал «Банда «ЗИГ ЗАГ» о борьбе наших правоохранительных органов с немецкими диверсантами. Неплохой, держащий в напряжении детектив. Понятное дело, что это художественное кино, которое не обошлось без неточностей и ляпов, а где-то и откровенного вымысла, но в целом сериал понравился, а некоторые детали, особенно продовольственного снабжения, заставили начать поиск реальной информации.

В своих поисках мне помимо воспоминаний жителей города, переживших блокаду, выдержек из научных исследований несколько раз попались интервью и комментарии главного методиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Надежды Юрьевны Черепниной, основанные на документах. Как раз факты, приводимые ей, оказались наиболее ценными. Видно, что человек глубоко в теме.

Суммируя факты, которые я почерпнул из всех публикаций и которые доступны в интернете, решил поделиться некоторыми из них, которые для самого были открытием.

Карточка в блокадном Ленинграде — главный документ, который давал право КУПИТЬ продукты по государственным ценам. Ни хлеб, ни другие продукты просто так не отпускали. Их необходимо было купить. Если у человека не было необходимой суммы, то отоварить карточки он не мог.

Продуктовые карточки были «прикреплены» к определенным магазинам, а карточки на хлеб можно было отоварить в любой булочной. Каждая карточка состояла из отрезных талонов и центральной части, где обязательно вписывали фамилию, инициалы владельца, а позднее и его домашний адрес.

Каждый месяц карточки меняли цвет. Причем карточки различных категорий – рабочих, служащих, иждивенцев и детей – за один и тот же месяц имели разные цвета.

До весны 1942 года все карточки носили универсальный характер. По ним можно было купить продукты в магазинах или получить еду в столовой либо сдать их для «котлового довольствия» на предприятиях. А с 15 мая 1942 года по решению Ленгорисполкома стали в массовом масштабе печатать карточки для столовых, и их уже нельзя было отоварить в магазинах.

В 1942 году появились специальные карточки для отдельных групп населения – доноров, рабочих горячих цехов, командированных, беременных, работников транспорта.

Осенью 1941 - зимой 1942-го в Ленинграде существовали карточки на шесть видов продуктов: хлеб, крупа и макаронные изделия, мясо, сахар и кондитерские изделия, рыба, жиры. Карточная система часто предполагала замены одних продуктов на другие: вместо сахара на те же талоны можно было получить кондитерские изделия или какао, вместо масла — жир или даже селедку.

В июле 1941 года появление карточек не вызвало паники: иногда хлеб по норме не выкупался полностью. Но уже в октябре выдачу продуктов по карточкам стали задерживать. В конце ноября началась паника, потому что в магазинах невозможно было купить ни жиров, ни мяса. И это при наличии соответствующих карточек и денег, чтобы выкупить продукты. Количество выдаваемого мяса формально не уменьшилось - рабочим, например, полагалось по 1500 граммов мяса и в сентябре, и в декабре 1941 года. Но зимой оно часто заменялось яичным порошком, мясорастительными консервами и другими продуктами. При этом 170 граммов яичного порошка приравнивались к килограмму мяса. Рыба и рыбопродукты исчезли в нормировании с декабря 1941 года и вновь были включены в ассортимент только в 1943 году.

В январе 1942 года, в самое тяжёлое время первой блокадной зимы, из-за отсутствия воды прекратили работать хлебозаводы и сразу же возникли перебои с хлебом. Очереди за хлебом растянулись на несколько суток, хлеб даже начали выдавать мукой.

-2

Для употребления в пищу на некоторых предприятиях одно время выдавали промышленное сырье: это был столярный и обойный клей, сало и вазелин для спуска кораблей со стапелей, олифа, спирт для протирки стекол, патока для литья снарядов, целлюлоза, костная мука из отходов производства пуговиц, сыромятные ремни, подметки, сапожная кожа, казеин, используемый для изготовления красок и пластмасс, гуталин. В июне 1942 года выдача такого сырья была запрещена, но жители города продолжали покупать столярный клей на рынках.

Существовали также талоны для разовых выдач продовольствия. Они появились одновременно с карточками в июле 1941 года, их выдавали обычно на 1 – 5 дней в соответствии с действующими нормами. С 16 сентября выдача разовых талонов на хлеб прекратилась. Зато позже ввели разовые талоны на пиво.

Всего же в 1944 году в Ленинграде действовал 171 вид карточек и талонов.

-3