Найти тему
От сказки до были

Красная Шапочка три сценария убийства

Оглавление

Поговорим о сказках?

А была ли шапка?

В старые, стародавние времена, жила была одна девочка и звали ее …

Этими словами начинается один из советских мультфильмов «про Петю и Красную Шапочку».

Так вот в старые, стародавние времена, все было не так.

Да, жила одна девочка, и не было у нее красной шапочки, а появилась она у нее уже в 18 веке когда Шарль Перро, решил переложить народную сказку в более подходящую литературную версию, тут и шапочку сшили и дичайшие подробности убрали.

А вот как это было в изначально:

Первые упоминания об этой истории появляются еще в 14 веке, предположительно сказка перекочевала во Францию а изначально была итальянской, да в ней тоже жила одна девочка и понесла она бабушке угощения и познакомилась с волком, только волк так как разговаривал он человеческим голосом, был по преданию не столько волк а сколько оборотень, и выведал он у девочки куда она идет и направлялся в гости к бабушке, но только волк был не на столько голоден, что б слопать бабулю сразу целиком, а со всеми подробностями убивает старуху, и вы не поверите, по одной версии, оставляет немного ее плоти и крови и делает из нее жаркое, по другой фарш, а из крови готовит напиток, и всеми эти «явствами» по прибытию угощает внученьку! А после, велит ей полностью раздеться, кинуть одежду в огонь и прилечь с ним рядом.

Ах, да совсем забыла, там еще присутствовал добрый персонаж, в лице Бабушкиной кошки которую волк, при попытке предупредить девочку об опасности убивает ботинком!

Так вот, после того как вся одежда сброшена девочка ложится к волку в постель и начинается привычный нам диалог, про ушки, ручки, и глазки, ну собственно после фразы про зубки девочку благополучно съедают.

Ну как вам такой сюжет? Похоже на воображение больного маньяка? И ведь изначально в сказке совершенно отсутствует четкая линия морали. Все просто звучит как весьма кровавая страшилка, которая в последствии уже обретает смысл …

Шарль Перро, шанс на спасение

-2

В 1697 году в свет выходит книга сказок всем известного французского писателя Шарля Перро, в которой как раз и появляется история про «Красную шапочку» у девочки уже появляется головной убор, в виде красного капюшона, а так же корзинка с пирожками и горшочек масла. Бабушка проживает в соседней деревни путь в который идет через густой лес.

Сказка по прежнему наделена сексуальным подтекстом, что четко прописано в марали и по прежнему лишена хиппи энда, но у потенциальных девиц, при встрече с «Волком», который позиционируется уже все ж ни как оборотень, а как реальный мужчина, который может нанести весьма очевидный вред, появляется шанс, шанс на спасение, есть выбор, если соблюсти мораль сей сказки, то и девочка останется цела и честь соблюдена.

Мораль
Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам,
красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, -
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам…
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!

Счастливый конец

-3

В 1812 году братья Гримм издают свой сборник сказок, куда и попадает обновленная «Красная шапочка», примерно та версия которую мы все привыкли слушать и читать, хотя давайте признаемся, что история для детских ушей весьма жутковата! Мало того, что охотники вспарывают волку пузо ножницами, так еще и освобожденная девочка, набивает ему живот камнями, параллельно с этим бабуля только, что покинув утробу волка сидит и уплетает пирог с вином, (в версии братьев Гримм, девочка несёт бабушке не пирожки и масло, а пирог и вино), а дровосек при этом обратно штопает волка, с набитыми камнями! От которых волк в последствии и издыхает. Но признайтесь, в детстве эта история не вызывала у нас круглые глаза и дикий ужас, мы просто слушали ее как очередную Бабушкину сказку, делали вывод, что не стоит говорить с незнакомцем, точнее вывод делали за нас, и спокойно засыпали после рассказанной нам истории.

Так вот к чему это я ? У меня на канале вышел фильм «Букет», который как я уже ни раз рассказывала создан по мотивам чешских народных сказок и вот как раз этот фильм и сами сказки, они публикуются постепенно, вызвали весьма не однозначное впечатление, у кого-то ужас у кого-то печальные мысли, так почему же «Красная шапочка» сюжет которой ни чуть не мягче подобных чувств у нас не вызывает?

Культурный код

А дело вот в чем, чешские сказки мы в ряд ли слышали от родителей в детстве, наша культура тесно переплетена с писателями Франции, Германии, Италии их переводили наши Классики их передавали из уст в уста, мы воспринимаем себя уже как часть этой культуры она нам по истине близка, и не смотря на всю дикость происходящего, не вызывает ни какого отторжения, плюс то, что мы восприняли в детстве плотно засело в нашу голову как норма, а то на, что смотрим в сознательном возрасте мы пытаемся оценить, это вызывает у нас уже совершенно другие эмоции и выводы. Опыт новых сказок в сознательном возрасте воспринимается весьма иначе, да и старые истории переоцениваются, но все равно оправдываются привычными нормами, так как наш культурный код уже впустил эти произведения и позволил им стать своими, а новые пока только проходят переоценку и понимание надо оно нам или нет, и на сколько близка нам суть этих произведений.

Опыт проверенный временем

Сказки изложенные авторами по мотивам народных сказаний, всегда обретали смысл, мораль, суть, опыт, пока та или иная история бродила по городам и весям, она часто была просто историей, конечно существовал и поучительный момент, но он был не столь выделен из общей конвы а для развития и культурного прогресса были нужны именно поучительные моменты.

Нужен был пример того, что за каждое не правильное действие, поведение или поступок обязательно будет наказание, да конечно иногда все можно исправить, путем хитрости, смекалки, или просто удачи в лице проходящих мимо дровосеков, но сама история будет весьма не приятной, а иногда и вовсе фатальной.

Современные версии старинных историй так же учат нас весьма многому, стоит только прислушаться и вчитаться!

Ведь если вы прочитали историю про Полудницу, поняли ее суть, то наверняка не пошли бы на пляж в 12 дня и не обгорели бы до волдырей! А ведь в современном мире как и тогда суть этого персонажа все та же, за исключением нюансов.

Так вот актуальность сказок свежа и по сей день, просто трактовать их стоит немного по другому, по этому так важны новые не известные нам истории, что б освежать свой взгляд на очевидный накопленный веками опыт!

А как считаете вы? Какой путь преодолела народная сказка, для чего она нужна и как вы уже будучи в сознательном возрасте относитесь к этому жанру? Какие по истине добрые сказки знаете вы, и какова их мораль?