По наводке Михася с утра пораньше, забив на желанный отдых, выдвигаемся в Надым. Путь не самый далекий, но насыщенный впечатлениями. Уже совсем рядом Заполярье, и это начинает ощущаться. Практически всю предыдущую дорогу мы ехали изнывая от жары, но тут все меняется. Начинает непрерывно дуть холодный ветер, температура падает с каждым пройденным километром - мы приближаемся к настоящему северу. В ход идут практически все теплые вещи из кофров, не зря мы их все-таки тащим с собой всю дорогу.
Здешние края знамениты глобальной сталинской стройкой, опередившей свое время - памятник одной из них мы нашли в поселке Пангоды. Монумент посвящен строителям участка Трансполярной железнодорожной магистрали Чум - Лабытнанги - Салехард - Игарка, а телеграфный столб, составляющий часть композиции - реальный свидетель и ровесник 501-ой стройки.
Аналогичные телеграфные столбы можно увидеть, если съехать с дороги и, ненадолго оставив мотоцикл, углубиться в тундру. Когда мы перешли рельсы и спустились с железнодорожной насыпи с другой стороны, мы словно перенеслись на полвека назад. Почти нетронутый густой ковер мхов, редкие ели, и те самые телеграфные столбы - свидетели великой и трудной эпохи.
По довольно свежему на вид, но уже треснувшему асфальту доезжаем до Надыма. Встречающая нас Арина Отморошка еще не подъехала, и мы решаем немного прокатиться в сторону Салехарда, куда, как нас предупреждали, дороги нет. И действительно - свежеотстроенная дорога начинает идти волнами, а дальше стоит щит, объясняющий, почему такое случилось.
В это время нам отзванивается Арина - она подъехала и ждет нас. Ладно, Салехард подождет. Сейчас - время новых встреч.
Арина везет нас к себе в гараж, отпаивает горячим чаем, после чего нас отправляют на какую-то квартиру отдыхать, приходить в себя и выползать на прогулку ближе к вечеру.
Вечером мы гуляем по центру Надыма в ожидании Арины и Вани, которые обещали свозить нас посмотреть на остатки 501 стройки. Город выглядит ярким и ухоженным. Бродим по набережной, когда рядом тормозит Аринина Нива, приглашая отправиться в путешествие по страницам истории.
Ухабы дороги приводят нас к малозаметному с трассы месту. Штурмуя заросли высокой травы, пробираемся к полуразрушенному мосту. Изгибаясь, вдаль убегают ржавеющие рельсы, деревянные шпалы под которыми наполовину сгнили и рассыпались. Это - лишь малая часть масштабной стройки, в которую было вложено совершенно нереальное количество человеческих сил и жизней, большей частью подневольных. К сожалению, благодарные потомки не смогли по достоинству оценить размах проекта, и сразу же после смерти Сталина стройка была законсервирована, железная дорога оказалась заброшена и никому не нужна.
Впрочем, года идут, проходят десятилетия, и вот уже наши современники нашли применение построенной ценой многих жизней дороге - ее разворовывают на чермет. Не знаю, что осталось от старинных рельс на момент написания этого текста, так что просто скажу спасибо нашим надымским мотодрузьям за возможность прикоснуться к истории, пока ее не уничтожили окончательно свободные люди великой страны.
…Колючая проволока натянута по всему периметру, окружая полуразвалившиеся бараки. Мы подходим к лагерному пункту 93, в котором жили заключенные, работавшие на стройке. Бродим по деревянным руинам - тонкие стены, узкие нары, куда с трудом может поместиться взрослый человек, тяжкий труд и вечный холод.
Лагерь тоже почти разрушен, но все еще можно представить быт его обитателей. Сохранились и остатки пищеблока, и старая кирпичная печь, и обмотанные колючкой столбы (с колючкой надо быть аккуратнее, ее легко не заметить в сумерках, а местами она намотана на уровне головы), и даже аллея, высаженная руками лагерных жителей.
Да, темнота потихоньку начинает подступать, пора в обратный путь. В задумчивости бредем в сторону машины, переваривая увиденную невеселую картину и размышляя о своем. И, если во время прогулки по лагерю размышления были в основном о том, как ужасны столь нечеловеческие условия, то, когда мы добрались до оставленной машины и уже в темноте покатились обратно в Надым, течение мыслей стало несколько иным. После очередного прыжка на ухабе свежеуложенной дороги понятие "враг народа" стало гораздо более понятным и доступным...
Отвлечься после такого несомненно важного, но очень тяжелого морально вечера помогла Надымская мототусовка: все они, кроме нас четверых, уже собрались в гараже, и ночь мы встретили в приятной дружеской компании новых знакомых. Ребята, спасибо вам за всё!
Наутро мы попрощаемся с гостеприимным городом, дальше ехать некуда (хотя мы найдём, как продвинуться ещё хоть чуть-чуть севернее), пора поворачивать в сторону дома. Но возвращаться по своим следам не очень-то интересно, так что впереди новые маршруты, подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить очередной рассказ, будут новые города и новые встречи (а узнать, с чего все начиналось, можно тут).