Можно по-разному относиться к народной молве. Кто-то говорит, что «зря говорить не будут», кто-то наоборот считает, что если о ком-то отзываются плохо, значит этот кто-то – впереди.
Но лично я считаю, что перед тем как прислушиваться к позиции большинства по поводу кого-то или чего-то, нужно всенепременно самостоятельно «перетряхнуть» все факты и «нестыковки», чтобы не совершить роковую ошибку, выдвинув поспешное суждение за которое в будущем может быть очень и очень стыдно. Именно поэтому разговор о героине моей сегодняшней истории – Александре Марковне Захаровой получится крайне непростым. Хотя бы потому, что лично я не считаю актрису бездарной и высокомерной. Но абсолютное большинство бывших коллег Захаровой по театру «Ленком» придерживаются диаметрально-противоположных суждений.
Сегодня я разберу по косточкам биографию ещё одной артистки театра и кино – Александры Захаровой, чтобы вы смогли сами разобраться в какой ипостаси данная известная личность войдёт в историю страны.
И если вы готовы, то позвольте перейти к сути повествования.
«Волосатые руки» отца
Скорее всего, следует сразу начать с того, что Александра Захарова является дочкой худрука «Ленкома» - Марка Анатольевича Захарова, отчего её присутствие в театре «угадывалось» задолго до того, как девушка получила профильное образование. Именно поэтому коллеги по театру имели полное основание говорить о том, что Александра попала в театр исключительно потому, что имела столь «грозную крышу» в лице всесильного папы.
Но здесь есть оговорка: едва окончив Щукинское училище, Александра действительно влилась в труппу отцовского театра, однако именно Марк Анатольевич почти 10 лет держал дочку в «ежовых рукавицах», заставляя выкладываться по полной программе в каждой театральной постановке на ролях второго и третьего плана. Не жалел всесильный художественный руководитель юную актрису и в тот момент, когда ей предлагали очень спорные роли в кино. Именно поэтому, несмотря на якобы заступничество своего папы, в поздне-советском и раннем российском кино Александра обна жалась много и часто, что очень ярко иллюстрирует тот факт, что Марк Анатольевич просто закрывал глаза на данные обстоятельства, так как хотел, чтобы дочка получила самый разный опыт для качественной игры на «своей» сцене.
Именно поэтому самая настоящая «ирония судьбы», которая заключалась в том, что коллеги приписывали одно, а на деле выходило совсем другое – отец держал дочку в «чёрном теле» без шанса на свободный вздох и самостоятельность. И ещё неизвестно принёс ли он ей больше пользы или вреда таким своим отношением.
Ранние гходы
Чтобы ответить на данный вопрос более точно предлагаю погрузиться в детство и юность актрисы.
Маленькая Саша родилась в городе Москва 17 июня 1962 года. И можно сказать, что из-за работы своего отца, а также профессии матери – Нины Тихоновой Лапшиновой (актриса «Эрмитажа»), будущее Захаровой было предопределено с первого младенческого крика.
Родители очень много вкладывались в качественное образование дочери, развивая ребёнка абсолютно со всех сторон. Именно поэтому вступительные экзамены в Щукинское училище были пройдены невероятно легко – девочка была прирождённой актрисой и только «дошлифовала» свои природные навыки за школьные годы. Именно поэтому с окончанием Щукинского училища в 1986 году, поздний Советский Союз «увидел» действительно талантливую и всесторонне развитую актрис с весьма своеобразной, запоминающейся и достаточно красивой внешностью.
В 1986 году с предсказуемым попаданием в «Ленком» юной Саше немедленно досталась роль Офелии. Но скорее всего Марк Анатольевич был не очень доволен игрой дочери, отчего, по её же словам, почти десять лет Захарова была вынуждена потратить на то, чтобы отточить мастерство фактически в массовке. Благо, что параллельно с 1982 года девушка исполняла ведущие роли в кино, набираясь персонального опыта. Причём проекты были достаточно скандальными, громкими и успешными: «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988), «Заложница» (1990), «Мастер и Маргарита» (1994) и многие другие.
К слову, именно за исполнение роли простой девчонки по прозвищу «Фимка», Александра получила всесоюзную известность, а также запомнилась и полюбилась широкому зрителю. Именно поэтому необходимость работать у отца была скорее обузой, чем возможностью качественно продвигаться вперёд.
Одобрение отца
Только тогда, когда Захарова состоялась сама как актриса, Марк Анатольевич наконец-то «вспомнил» о том, что дочка – это не третьесортная актриса, а уже много лет как звезда первой величины. И именно после этого осознания ведущие роли в театре посыпались как из рога изобилия: Агафья Тихонова, Нина Заречная, Анна Болейн, графиня Альмавива – вот те «личины», которые примерила на себя актриса под непосредственным контролем отца.
Были и другие. Именно поэтому прочие актёры «Ленкома» начали шептаться друг с другом, что Александры Марковны «стало много» и что актриса «вовсе не так талантлива, как говорят».
Самые известные противники Захаровой
К примеру, в «лагере противников» Захаровой числилась такая известная актриса, как Татьяна Догилева, которая просто терпеть не могла «папину дочку». Но в самом деле конфликт произошёл на почве того, что Догилева и Захарова – актрисы одного типажа и одного возраста. И хотя никто «не обижал» Татьяну ролями, она поспешила сойтись «кость в кость» со своей основной конкуренткой, чтобы полностью убрать её «с шахматной доски». Не получилось, но нервов у Александры Марковны вредная завистница отняла весьма и весьма много.
Следующий противник – Сергей Шакуров, который больше ненавидел режиссуру отца Александры, но «по наследству» распространил ненависть и на дочь художественного руководителя.
Грубо говоря, Сергей Шакуров просто любил «играть свободно». В свою очередь Марк Анатольевич был очень деспотичным режиссёром театральных постановок, отчего чётко говорил, что и как делать. Причём говорил обоснованно и компетентно, так как каждая театральная постановка вызывала настоящий всплеск эмоций у зрителя. И успех своего давнего врага неизменно бесил Сергея, который начал выискивать другие бреши в обороне Марка Анатольевича и попытался зацепить отца через дочь.
Получилось и плохо, и подло, и криво, и косо. Однако именно Шакуров первым не постеснялся публично сказать, что у Захарова просто бездарная дочь и отец именно тянет её на сцену, так как самостоятельно девушка ни на что не способна.
Третий оппонент – Александр Абдулов. Причём об этом конфликте рассказал совершенно другой актёр – Александр Панкратов-Чёрный. Опять же, точка недопонимания у Абдулова возникла именно с отцом Александры. Дело в том, что, по мнению Александра Гаврииловича, Марк Анатольевич чересчур часто давал роли именно Александре, а его собственную супругу Ирину Алферову практически всегда оставлял на вторых-третьих планах, а то и вовсе не давал ролей.
Именно поэтому и в этом случае на лицо именно конфликт семей и интересов, куда невольно была замешана Захарова, так как просто не могла не занимать сторону отца.
Точкой невозврата в отношениях Абдулов-Захарова стал момент, когда Марк Анатольевич дал Ирине Алферовой роль собаки, а прочим актрисам – роль благородных дам. Тогда Александр Гавриилович высказал абсолютно всё, что думает как о самом художественном руководителе, так и о его дочери, отчего вне театральных постановок любое другое общение было решительно пресечено.
Вопреки всему
Вопреки всему сама Александра Марковна старалась как можно меньше погружаться в бурление закулисных скандалов, предпочитая долго и много работать над собой. Именно поэтому одобрение пришло со стороны «третьих лиц и учреждений» и решительно пресекло разговоры о бездарности актрисы. Например, в 2001 году Захарова получила звание Народной артистки РФ. В 2003 году второй раз за жизнь стала Лауреатом Государственной премии РФ, в 2011 – лауреатом Премии Правительства РФ.
Помимо премий и званий, к 61-му году жизни, Захарова получила сразу несколько орденов – «За заслуги перед Отечеством», орден Почёта, орден Александра Невского и несколько других наград. И несмотря на то, что отца не стало только в 2019 году, звание Ведущей актрисы театра Александра Марковна достигла совершенно самостоятельно.
Провал вне карьеры
И если карьера актрисы – эта та область её деятельности, которая, как говорят, «продвигалась без нареканий», то личная жизнь и жизнь вне карьеры – это настоящая пучина депрессии и неудач.
У Александры Марковны нет детей, все отношения приносили только беды, есть кое-какие проблемы с алкоголем и курением.
Именно «кое-какие» проблемы породили целую волну новых слухов о самом плачевном состоянии актрисы и на этом фоне начали всё решительней звучать голоса о том, что Александру «пора попросить» покинуть театр. Но на этот раз многочисленных кликуш, которые так любят порассуждать о чужой жизни на третьесортных ток-шоу, «заткнули» коллеги актрисы по «Ленкому», которые даже записали целый ряд видеообращений с призывами отстать от Александры Марковны, так как у неё, в самом деле, нет и намёка на алкоголизм.
Что это, как не долгожданное профессиональное признание? Впрочем, и состав «Ленкома» полностью поменялся к данному моменту, отчего новое поколение талантливых актёров элементарно изжило и пережило многочисленных завистников Захаровой.
Именно поэтому можно смело сказать, что победа на данном поприще с разгромным счётом осталась именно за Александрой Марковной.
Спасибо за прочтение и уделенное моей статье время! Я буду признательна за лайк и подписку на канал, это помогает в развитии канала:)