«Красота есть правда, правда — красота» — это всё,
Что вы знаете на свете, и всё, что вам надо знать.
— Джон Китс, «Ода к греческой вазе», 1819 г.
Древние греки и римляне считали, что их божества имеют совершенные облики. Их боги были (в основном) страшно красивы, а их богини — чудовищно прекрасны. Когда древние граверы начали изображать реальных мужчин и женщин, они, естественно, следовали представлениям о красоте, давно установленными скульпторами и художниками.
Что делает лицо красивым? Этот вопрос интенсивно изучается социальными психологами, а также пластическими хирургами. В целом греко-римские стандарты красоты во многом совпадают с теми, что преобладают в наше время, за тем исключением, что древние предпочитали более пухлые щеки — признак высокого статуса в то время, где хорошо питалась только элита.
Афродита
Как богиня любви, Афродита (Венера для римлян) была воплощением женской красоты. Великолепное изображение представлено на серебряной тетрадрахме, датируемой ок. 350-320 гг. до н. э. из Книдоса, прибрежного города в юго-западной части Анатолии. В Книдосе находился важный храм Афродиты.
Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из морской пены, взбитой упавшим в море детородным членом оскоплённого Кроносом Урана, «белая пена взбилась вокруг от нетленного члена» (отсюда прозвище «пенорождённая»). Ветер принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.
Артемида
Вечно юная богиня охоты, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, богиня Луны, Артемида (у римлян отождествлялась с Дианой) была сестрой бога солнца Аполлона. В искусстве и на монетах она часто изображается с луком и колчаном, в сопровождении своего грациозного спутника, оленя. Великолепный портрет Артемиды изображен на золотом статере, выпущенном во время оккупации Сиракуз на Сицилии эпирским царём Пирром (278-275 гг. до н.э.)
Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются. Перед свадьбой богине Артемиде приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь Ифигению. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.
Аретуса
Аретуса была нимфой, которая, убегая от речного бога Алфея стала источником воды в сицилийском городе Сиракузы. Лучшие граверы античности запечатлели её образ в металле. Имена некоторых из них, в частности Эванетоса и Кимона, известны нам потому, что они подписывали свои работы крошечными греческими буквами. Массивные серебряные декадрахмы (более 43 граммов!) Сиракуз по праву считаются шедевром нумизматики.
Кима
Согласно легенде, город Ким (или Кима) на побережье Эгейского моря в провинции Эолида был основан одноименной амазонкой, которая изображена на красивых серебряных тетрадрахмах города.
Исида
Исида была очень почитаемой египетской богиней. Её культ и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством и митраизмом. Как вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху эллинизма не только в Египте, где её культ и таинства процветали в Александрии, но и во всём Средиземноморье. Известны её храмы в Библе, Афинах, Риме; неплохо сохранился храм, обнаруженный в Помпеях. Римляне часто заимствовали богов у покоренных ими народов и в позднеантичную эпоху святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). Она часто изображалась на монетах царей династии Птолемеев в венке из хлебных колосьев.
Антония Младшая
Антония Младшая родилась в 36 году до н.э. в Афинах и была дочерью Марка Антония и Октавии (сестры Октавиана, который стал первым римским императором Августом). Отца своего она никогда не видела, поскольку ещё до её рождения он уехал в Египет к Клеопатре. Её муж, Нерон Клавдий Друз, умер в 9 году до н.э. в возрасте 29 лет от травм, полученных при падении с лошади. Антония была матерью императора Клавдия и бабушкой императора Калигулы, который либо отравил её, либо довел до самоубийства в возрасте 72 лет. Большинство монет с изображением Антонии были выпущены в её честь её сыном Клавдием, который после прихода к власти в 41 году, ей посмертно присвоил титул Августы.
Луцилла
Луцилла родилась около 149 года и была дочерью императора Марка Аврелия и его удивительно плодовитой супруги Фаустины Младшей, которая за 30 лет брака родила 14 детей. Её очаровательный портрет со сдержанной улыбкой (необычный для римских императорских портретов) изображён на золотой аурее, датируемой первым годом правления её мужа Луция Вера.
Юлия Домна
Императрица Юлия Домна родилась около 160 года в Эмесе (совр. Хомс, Сирия) в семье потомственных жрецов бога солнца Элагабала. Благодаря долголетию и значимости роли императрицы, Домна стала одной из самых выдающихся женщин Римской империи, правившей в качестве Августы на протяжении четверти века.
В 187 году она вышла замуж за будущего императора Септимия Севера, который был старше её на два десятилетия. Их брак, похоже, был счастливым: Домна быстро родила двух сыновей, Гету и Каракаллу. После возвышения мужа, Домна и её сыновья стали центральным звеном династической стабильности, пропагандируемой Севером. Она была удостоена таких титулов, как «Мать непобедимых лагерей» и «Мать Августа».
За десять лет до смерти Септимия и подлого убийства Каракаллой своего брата Геты семья Северов изображена на этом аурее единой в управлении империей. Представленные образы являются сильным пропагандистским посланием стабильности, обеспечиваемой добродетельной императорской семьей, создающей потенциал для долговечной династии путем подготовки следующего поколения к управлению империей. Каракала стал Августом в возрасте десяти лет, а на момент чеканки этой монеты ему было всего тринадцать, что явно говорит о том, что Риму следует ожидать еще долгих лет мира при Северах.
Несмотря на то, что её изображение на монетах было как никогда ранее выдающимся, власть Домны при императорском дворе была ограничена в 200-205 гг. с приходом к власти Плавтиана, префекта преторианской гвардии, который занял её место в качестве ближайшего советника и доверенного лица Септимия. Она использовала это время, проведённое вдали от двора, чтобы развить в себе страсть к философии и собрала вокруг себя лучших философов и риторов того времени. Кассий Дио пишет, что благодаря этому Домна заслужила «самую прекрасную репутацию» среди современников за свой ум и страсть к письму.
Характерную прическу Юлии переняли несколько последующих императриц, а также Зенобия, царица Пальмиры. Превосходный портрет Юлии изображен на золотой аурее, датируемом 201 годом.
Фульвия Плавцилла
Фульвия Плавцилла, дочь Гая Фульвия Плавтиана, префекта претория при императоре Септимии Севере, родилась около 185 года. В 202 году вышла замуж за сына Севера Каракаллу. Браку способствовало то, что Плавтиан и Север были земляками, но брак не был счастливым. В 205 году Гая Плавтиана обвинили в измене и казнили. После этого Плавциллу вместе с дочерью и братом отправили в ссылку на Сицилию, а затем перевели на один из Липарских островов. Впрочем сразу после того, как в 211 году Каракалла стал императором, он приказал убить свою бывшую жену и её брата. Монеты с портретом Плавциллы в основном выпускались во время правления её свекра Септимия Севера.
Элия Евдокия
Родившись около 400 года в Афинах, дочь языческого философа и преподавателя риторики Леонтия, Элия Евдокия получила прекрасное классическое образование, что было редкостью для женщины той эпохи. Отец оставил ей небольшое наследство:
…отрокам даровал имущество своё — все одежды, и всё золото, и весь скот, и все сосуды, и всех рабов — был он богат и немалым владел имуществом. Дочери же завещал, любя её, только сто золотых монет и предрёк ей счастливую судьбу, <ибо есть у неё> всё превосходящая женская прелесть.
— Хроника Константина Манассии
Афинаида (языческое имя Элии, в честь боини Афины) просила братьев выдать ей согласно завещанию долю из наследства, но получила отказ и ушла жить к тётке по матери, которая увезла её в Константинополь к тётке по отцу. Обе тётки посоветовали Афинаиде обратиться за помощью в разрешении наследственного спора к Пульхерии, старшей сестре императора Феодосия II.
Пульхерия в это время была занята по просьбе брата поисками ему невесты и удостоила Афинаиду встречей. Юная Афинаида была хороша собой, Иоанн Малала оставил такой отзыв о ней:
Юная женщина с замечательной внешностью, утончённая в манерах, с хорошей фигурой, обладающая даром красноречия, эллинка, девственница и дочь философа.
Набожная Пульхерия спросила Афинаиду, сохранила ли она девственность, и услышав положительный ответ, представила её императору. Афинаида произвела впечатление на императора, и он согласился с выбором сестры:
В Константинополе она завоевала расположение императрицы Пульхерии, влиятельной сестры Феодосия II, которая устроила ее крещение в христианство и брак с императором в 420 году.
В сем году Аттик крестил Афинаиду, дочь философа Леонтия, и назвал её Евдокией. Согласно выбору Пульхерии, она вышла замуж за Феодосия…
— Хронография Феофана, год 5911 / 411 (421)
Аристократический профиль Евдокии изображен на великолепном золотом медальоне, датированном 423 годом.
В период правления Феодосия II известно очень мало золотых медальонов, поэтому неудивительно, что медальоны его жены Элии Евдокии встречаются крайне редко. Предположительно, этот медальон был отчеканен по случаю события, имевшего большое значение для Евдокии в придворной жизни и для продолжения династии Феодосиев. Первым таким событием был её брак с Феодосием II 7 июня 421 года, но этот факт следует отбросить, поскольку она не должна была принимать титул Августы еще восемнадцать месяцев, пока не родила дочь Лицинию Евдоксию 2 января 423 года. Таким образом, нам остается предположить, что поводом для выпуска этого медальона послужила её коронация.
Эти монеты «...имеют основания считаться провозгласительными эмиссиями Евдокии...». Таким образом, мы можем с некоторой долей уверенности предположить, что этот золотой медальон был роздан во время коронационных церемоний в начале 423 года в связи с принятием ею титула Августы.
Возвышение Евдокии до звания Августы вряд ли можно было предсказать. Кажется странным поворотом судьбы, что эта девушка, которую тогда звали Афинаида, попалась на глаза сестре императора, Пульхерии, во время визита в Константинополь. Позднее Пульхерия пожалела о том, что настояла на браке, поскольку её отношения с Евдокией ухудшились и в конце концов стали враждебными.
В конце 437 года Евдокия покинула Константинополь, отправившись в паломничество в Иерусалим, но позже вернулась в столицу, когда её союзники при дворе начали страдать за свою лояльность. К 443 или 444 году она была отстранена от придворной жизни, поэтому снова уехала в Иерусалим, где и провела остаток своей жизни. По всей видимости, она сохраняла титул Августы до своей смерти в Иерусалиме 20 октября 460 года.
Источники
Holum, Kenneth. Theodosian Empresses: Women and Imperial Dominion in Late Antiquity. Berkeley (1982)
Kent, J.P.C. Roman Coins. New York. (1978)
Kraay, Colin. Archaic and Classical Greek Coins. New York (1976 reprint)
Pangerl, Andreas. Portraits: 500 Years of Roman Coin Portraits. Munich (2017)